Михаил Яковлевич, расскажите, какие сюрпризы ждать самарским зрителям от «Облкинопроката» в новом году?

   В конце января «Облкинопрокат» начал два акции, два долговременных проекта. Первый проект – областной фестиваль «Новое кино России». В его программу вошли 4 картины. Картины разные. Подбирали мы их, исходя из интересов и вкусов всех слоев населения. Учитывался и возраст аудитории, и социальное положение. К тому же каждая картина – это своего рода неординарное явление, так или иначе оставившее след в современном российском кинопроцессе. Во-первых, это «Возвращение» Андрея Звягинцева – бесспорный хит 2003 года, который уже имеет несколько престижных наград и сейчас номинируется на «Оскар» и «Золотой глобус». «Возвращение» получило и приз зрительских симпатий на нашем фестивале «Новое кино России – 2003» в ноябре. Это кино, на мой взгляд, для всех – от школьников до пенсионеров. Кстати, во время фестиваля мы возили «Возвращение» по области, в частности, в Красный Яр, и он вызвал положительную реакцию. Даже старшеклассники очень вдумчиво подошли к этой далеко не простой картине.

   Второй фильм, что увидят жители малых городов и деревень – это «Бумер». «Бумер» – одна из самых успешных картин прошлого года. Яркий дебют Петра Буслова. Не знаю, как она прозвучит в области, но в Тольятти и Самаре картина шла успешно.

   Третья картина – «Благословите женщину» Станислава Говорухина. Фильм снят в лучших традициях отечественного кино и рассказывает о жизни женщины на протяжении 40 лет советской истории.

Четвертая картина – семейная. Это «Радости и печали маленького лорда» с Ольгой Будиной, Екатериной Васильевой и Станиславом Говорухиным в главных ролях. Лента снята в духе психологического кино 70-х. Размеренное повествование – отличительная особенность этого фильма.

   

   Данный проект – инициатива «Облкинопроката»?

   Да. Но в этом заинтересован и департамент культуры. Хотя, как ни прискорбно, концепция развития кинопроката до сих пор не оформлена и не утверждена. Никаких дополнительных денег на ремонт, на переоборудование, на проведение тех же фестивалей. Поэтому, удастся или нет этот фестиваль, будет зависеть от того, как сработают управления культуры на местах, насколько активной будет реклама. Со своей стороны мы сделали все, что могли. Отпечатали большим тиражом на всю область афиши, будем выдавать плакаты. То есть информационная подача будет. Причем, нам бы хотелось, чтобы этот фестиваль был событием, праздником, а не просто рядовым мероприятием. Ведь деревенский зритель не глуп и понимает, что посмотреть любую картину можно на кассете дома. Опять же не нужно идти в старое не отапливаемое здание с рваным экраном, с плохой акустикой и проекцией. Хотя мы даем картины только туда, где уверены в технике и уверены в том, что кассету не испортят. Другими словами, это практически благотворительная акция и получить от нее что-то никто не надеется. Что будет дальше, посмотрим.

   А почему вы остановились на четырех картинах?

Пока «Облкинопрокат» не может позволить себе долгосрочный прокат большого количества картин. Это слишком дорого.

   А чем объясняется выбор именно этих, а не других картин?

Они, на наш взгляд, наиболее подходят для подобного фестиваля. К примеру, «Прогулка» Алексея Учителя – картина городская и вряд ли будет востребована в малых городах и деревнях. К тому же эти четыре картины представляют собой некий срез современного российского кино прошлого года.

   Когда стартует фестиваль?

   В начале феврале эти картины опять будут показаны в «Художественном», а в конце февраля их повезут по районам, которых всего 10.

   А что за второй проект?

   Вторая акция «Облкинопроката» опять же адресована жителям малых городов и деревень, которые жалуются, что до них не доходят новинки мирового кинопроката, такие как «Гарри Поттер», «Звездные войны». В какой-то мере это, действительно так. И так, потому что это дорого. Но недавно один из главных дистрибьютеров – владельцев прав на кинопродукцию в России «Каскад» — пошел нам навстречу. То есть в течение этого года после проката в «Художественном» новые фильмы будут показываться на территории области. Работать мы будем на условиях 45% на 55%, т.е. 50% остается у нас, 50% пойдет дистрибьютеру.

Первой ласточкой станет «Пираты Карибского моря» – одна из самых зрелищных картин прошлого года. Что из этого начинания получится, не знаю. Но если все пойдет хорошо, то будем и дальше сотрудничать с «Каскадом», тем более что они в основном занимаются детским и семейным кино, а этого как раз и не хватает тем, кто живет в деревнях и небольших городках.

   Сколько будут стоить билеты?

   Цены чисто символические. От 10 до 25 рублей.

   А что кроме этих двух проектов ждет жителей Самары и области?

   В феврале мы покажем «72 метра» Владимира Хотиненко. Это картина о подводниках, что называется, наш ответ на «К-19». Но в отличие от «К-19», «72 метра» – фильм беспафосный, с юмором, не смотря на трагическую ситуацию. Живая картина с качественными работами актеров, с музыкой Эннио Мориконе. 12 февраля она будет показана в «Художественном». Затем – уже в марте на экраны выйдет новый фильм Валерия Тодоровского и режиссерский дебют Ренаты Литвиновой «Богиня».

   Что касается, грядущих фестивалей, то на конец мая запланирован фестиваль «Британское кино», а на начало июня – фестиваль «Голландское кино». Он пройдет у нас и в Нижнем Новгороде. Правда, там с большим размахом – выставки, приезд гостей, игровые, документальные, анимационные картины. Осенью мы совместно Гете – институтом в рамках года Германии в России покажем несколько новых немецких лент.

    Единственное, что у нас не получится, так это фестиваль итальянского кино. Самаре предложили стать третьим городом после Москвы и Санкт-Петербурга, но итальянцы почему-то передумали.

*