Создание изгородей на садовых загородных участках не выходит из перечня наиболее актуальных тем в отечественном зеленом строительстве. «АиФ. На даче» уже не раз освещал эту «животрепещущую» тему. Читатели познакомились с большим ассортиментом растений, предназначенных для этих целей. Лианы для стен и оград, свободно растущие экраны из красивоцветущих кустарников, растения для формованных изгородей и стриженых бордюров стали хорошими знакомыми. Сегодня речь пойдет о хвойных растениях, призванных ограждать, защищать, перехватывать все ненужное для сада и, разумеется, украшать его вид и жизнь загородного жителя.

Изгороди из хвойных растений имеют свои преимущества перед лиственными растениями и свои недостатки. Недостатков немного. В первую очередь это необходимость в тщательном и строгом подборе ассортимента растений. Наш садовод прекрасно знает, что климат России не допускает просчетов в данном вопросе. Это особенно важно для хвойных, которые и растут медленно, и стоят дорого. Если в самой распрекрасной изгороди в какую-нибудь суровую зиму вымерзнет одно или несколько растений, изгородь потеряет свой вид сразу и, скорее всего, навсегда. Второй недостаток хвойных оград не столь существенен — они выглядят одинаково в течение всего года, вне зависимости от сезона. Здесь нет привычной для листопадных растений динамики: нет красоты коры молодых побегов с набухающими почками, нет яркой зелени весенней листвы, украшений в виде цветков и плодов, осеннего буйства красок. Зато есть необыкновенное постоянство. Такая черта хвойных подойдет не каждому. Но для тех, кто ценит стабильность и надежность (редкое по нынешним временам качество) и согласен с тезисом, что нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен, хвойные растения будут самым лучшим выбором.

Строгость, однотонность, способность хорошо держать заданный профиль при стрижке и мелкая, ровная фактура поверхности из игловидных и чешуйчатых хвоинок составляют основу «фирменного стиля» хвойных изгородей. Они всегда «аристократичны». И в неформованных, и в стриженых хвойных оградах очевидно еще одно их преимущество над листопадными: высокая густота крон. То, что у лиственных растений достигается при помощи специальной обрезки или стрижки, у хвойных имеется в естественном виде. Это качество делает их прекрасными растениями для регулирования микроклимата сада. Данному аспекту уделяется особое внимание в зарубежном садовом дизайне. Плотная защита от ветра, пыли, шума, визуальная изоляция и способность задерживать снег — здесь хвойные играют роль первого и главного рубежа обороны сада от факторов внешней стихии. Это забота о комфорте как двуногих, так и пернатых обитателей сада: мелкие насекомоядные пичуги, отличающиеся особым аппетитом, неравнодушны к густым хвойным растениям как к месту для строительства гнезд (они тоже ценят постоянство и отсутствие неожиданностей).

С формой и без

Ограждающие посадки хвойных растений (так же как и лиственных) можно разделить на две группы: не подвергаемые обрезке, рядовые посадки (экраны) и формованные, стриженые изгороди. Первые намного проще в содержании, но требуют больше места; вторые, наоборот, занимают минимум площади в саду, но при этом требуют регулярного обслуживания и строгого соблюдения агротехники.

Если позволяет место или стоит задача ограждения нескольких садовых участков, лучше всего использовать высокие хвойные деревья с густой конической формой кроны. Зимостойкий ассортимент этих растений большой и надежный. Это ряд видов ели: ель аянская, колючая, обыкновенная, сизая, сербская. Очень на них похожи зимостойкие виды пихты: пихта бальзамическая, пихта Вича, одноцветная, сибирская. В этот ряд можно включить лжетсугу Мензиеса, которую ботаники раньше называли более благозвучными именами — дугласия или Дугласова пихта. Все эти растения обитают в самых суровых по климату местах евразийского и североамериканского континентов и, несмотря на внушительные габариты (высота до 30–35 м, диаметр кроны в среднем от 6 до 10 м), прекрасно переносят любые российские морозы. Они строги по форме кроны, отличаются приличным долголетием и признаны классическими растениями для аллей, однорядных и многорядных ветрозащитных полос. Если высаживать их с оптимальным интервалом в 6–8 м, эти растения формируют низко опущенные кроны, которые со временем образуют в нижней части ряда или аллеи сплошные непроницаемые для ветра стены. Наиболее распространенная ошибка при создании таких насаждений — слишком большая густота. В тесной посадке (которая в молодом возрасте смотрится очень весело и приятно) у деревьев по мере роста от недостатка света засыхают нижние ветви, стволы оголяются, и аллея перестает выполнять предназначенные ей функции, да и декоративный вид значительно ухудшается. При оптимальном размещении саженцев молодое насаждение смотрится, мягко говоря, не очень густо. Придется подождать лет двадцать-тридцать, но зато взрослая аллея будет служить минимум два, а то и три столетия. Такие деревья можно использовать и на небольших участках, когда стоит задача закрыть особо продуваемый угол или часть периметра сада (чаще всего северную, северо-восточную или северо-западную его части, где ветра отличаются наиболее «злым» характером). Небольшой ряд или группа из 3–5 экземпляров хвойных надежно прикроет более чувствительные к холоду растения и к тому же будет служить для них замечательным темным фоном.

Для таких же целей можно использовать некоторые виды длиннохвойных сосен с густыми низкими пирамидальными кронами: веймутову сосну и сосну черную, а также кедровые сосны — сосну кедровую европейскую, корейскую, сибирскую. Насаждения из этих растений имеют свой особый декор необычно пышных крон и всем известный целительный аромат хвои. Высаживают их с тем же, что и ели и пихты, интервалом, но для корейского и сибирского кедра его следует увеличить до 12–15 м (в природе у одиноко стоящих деревьев этих растений крона может достигнуть двадцатипятиметрового диаметра, и потому их не зря называют «исполинами»).

Пониже ростом

Из менее габаритных и более приемлемых для небольших садов растений хорошо зарекомендовало себя в качестве экранов и «живых стен» такое популярное растение, как туя западная и ее рослые декоративные формы (Albo-spicata, Aureo-spicata, Aureo-variegata, Brabant, Columna, Douglassi Pyramidalis, Fastigiata, Holmstrup, Filiformis, Lutea, Lutescens, Smaragd и др.). Не менее стоек и красив можжевельник обыкновенный и его сорта Hibernica и Suecica, а также можжевельник виргинский и его разновидности Pyramidalis, Glauca, Pyramidiformis, Cinerascens, Canaertii. Для этих же целей подходят полукарликовые формы упоминавшихся выше ели сербской (Nana) и ели колючей (Hoopsii, Kosteriana, Ohlendorfii). К ним можно добавить более дорогостоящий, но очень красивый набор декоративных форм можжевельника китайского — сорта Keteleerii и Spatran, и кипарисовика горохоплодного — сорта Plumosa Aurea, Filifera, Stricta. Менее предсказуемы в климате средней полосы России формы тиса ягодного — Stricta, Etrecta, erecta Glauca, сорт Fastigiata и его цветовые и пестрые варианты. С ними можно попробовать иметь дело южнее широты Москвы и Санкт-Петербурга. Экземпляры дикорастущего ягодного тиса более надежны, чем его декоративные сорта. Они обладают также удивительной теневыносливостью, если не сказать — тенелюбивостью. Поэтому они будут хороши для экранирования в полутеневых и теневых условиях, но при этом придется учитывать диаметр крон, которым для нормального развития потребуется от 3 до 5 м.

Все перечисленные выше растения — невысокие деревья или кустарники высотой от 3 до 15 м и диаметрами крон от 1 до 4 м. Разброс большой, и поэтому габариты отдельно взятого вида или сорта растения (и следовательно, интервал между саженцами в ряду или группе) читателям придется уточнять в справочниках, если возникнет необходимость в посадке конкретной изгороди. Такой расчет необходим, чтобы не ошибиться с загущением изгороди. Автору многократно доводилось видеть «облысевшие» ограды из очень популярного растения — колонновидной западной туи. Молодые растения в таких экранах высаживались на расстоянии 30–50 см друг от друга для того, чтобы кроны примыкали вплотную. При такой посадке сразу же создавался сплошной зеленый «забор», что и устраивало садовода. Но через десяток лет нижние ветви засыхали, зеленая стенка «отрывалась» от земли, и этот процесс не удавалось остановить никакими ухищрениями. Если бы интервал составлял метр или полтора, что соответствует диаметру кроны развитого растения пирамидальной формы туи, то изгородь не потеряла бы своего вида и назначения и служила бы человеку долгие-долгие годы.

Что в доступе?

Ассортимент растений для стриженых хвойных изгородей и бордюров не столь велик, но доступен. Это ель аянская, ель колючая, ель обыкновенная, ель сизая, можжевельник обыкновенный, тис средний, тис остроконечный, туя западная. Что касается видов ели, то для таких оград их необходимо «воспитывать», начиная с самого нежного возраста. В противном случае их будет невозможно удержать. Деревья, набравшие силу, растут довольно быстрыми темпами, поэтому придать профилю изгороди сколько-нибудь приличную форму не получится. По этой причине для закладки будущей живой ограды берут саженцы не более 50 см высоты, высаживают в ряды с интервалом 40–60 см и в следующий после посадки сезон проводят прищипку всех однолетних побегов. Для этого в мае — июне (в самый разгар роста) все молодые побеги укорачивают садовым секатором на 1/2 или 2/3 их длины. Прищипка практически останавливает рост елок в данном сезоне, зато способствует заложению многих новых почек возобновления и обильному кущению и ветвлению в следующем году. Как и в случае формирования лиственных изгородей, такую «точечную» прищипку проводят в течение нескольких лет до тех пор, пока у кустов елки в ряду не сомкнутся кроны, а их поверхность не станет настолько густой, что исчезнут все просветы между ветвями. Необходимо помнить, что с самого начала изгороди надо придать трапециевидный, полукруглый или полуовальный профиль (низ изгороди должен быть шире, чем ее верх). Если исходная «заготовка» для будущей ограды получилась, можно приступать к стрижке садовыми ножницами. Ее проводят во второй половине марта, состригая часть годового прироста побегов. Такая операция иногда пугает начинающего «стригаля»: на поверхности могут появиться небольшие просветы, обнажающие внутреннюю, так называемую «мертвую» зону, т. е. неохвоенные ветви. Бояться не стоит — наступающий вскоре весенний рост все расставит по своим местам, и изгородь вновь покроется густыми зелеными побегами. Она будет радовать глаз до следующей мартовской стрижки своей идеальной мелкохвойной фактурой. В мае — июне ножницами можно только слегка подправить ее отдельные участки.

По такой же схеме формируют стриженые ограды из можжевельника, тиса и туи. Разница состоит только в том, что благодаря их естественной густой и кустистой кроне труда и тщательности на первом, «прищипочном», этапе затрачивается меньше. Стриженые изгороди из тисов обладают уникальной ценностью. Особенно интересны ограды и бордюры из тиса среднего. Он является гибридом между тисом ягодным и тисом остроконечным. От родителей он взял много хорошего, в том числе и приличную зимостойкость. Он сам и два его известных сорта — Hilli и Hicksii — способны выдержать двойной стресс (русская зима плюс стрижка), но кроме этого обладают неплохой теневыносливостью. Эти растения, пожалуй, единственный вариант, когда стриженую изгородь можно попробовать сделать в условиях полутени. Как говорят некоторые специалисты по стрижке, также можно формовать великолепные изгороди из зимостойких видов пихты. Автор не может с ними не согласиться, но, если говорить честно, ему кажется кощунственным подвергать самые стройные среди хвойных деревьев растения такой переделке их естественной красоты.

Вообще все рассмотренные нами растения красивы сами по себе. Их можно использовать в качестве солитерных посадок, в небольших группах, в качестве доминант в сложных композициях с менее рослыми древесными растениями и травянистыми многолетниками. Если учесть, что у каждого из этих видов есть очень внушительное количество декоративных разновидностей, различающихся габаритами, формой, окраской хвои и другими чертами внешности, то любое из них пригодится в саду благодаря круглогодичной декоративности. А нужно ли их стричь, каждый садовод решит сам.

Г. БОЙКО, Ботанический сад МГУ

АиФ На даче

*