Одно из первых свидетельств о транспортировке нефти по Волге относится к далекому 1724 году, когда Петр I попытался ею торговать. Регулярные же перевозки нефти по великой русской реке начались значительно позже — во второй половине XIX века. Перед Первой мировой войной нефтеперевозки вышли на первое место в структуре волжских грузопотоков. Около 70% этих транспортировок осуществляли четыре компании, и в их числе — акционерное предприятие «Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель». Эта компания первой стала возить нефть и продукты ее переработки наливом, для чего построила речные танкеры и железные наливные баржи.

В феврале 1918 г. был издан декрет Ленина о полной национализации всех судов частных коммерческих пароходств.

В числе других перестало существовать и «Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель», однако часть его флота проработала до середины XX века в составе пароходства «Волготанкер».

В 1923 году создается «Волжское государственное пароходство», в составе которого учреждается «Агентство нефтефлота», а после различных преобразований в 1938 году была открыта первая страница истории уникального по своей структуре, специализации и классификации Волжского нефтеналивного пароходства «Волготанкер».

17 апреля 1938 года народный комиссар водного транспорта СССР подписал приказ об организации Волжского нефтеналивного пароходства с границами от Астрахани до Рыбинска по Волге, а также по рекам Кама, Белая и Вятка. Три месяца спустя первое в мире специализированное речное нефтеналивное пароходство получило название «Волготанкер».

1941 год. «Волготанкер» превратил 129 своих барж в плавучие нефтехранилища для создания резерва топлива в нетрадиционных местах его хранения. С помощью барж были созданы и запасы бензина. Волготанкеровцы перевезли в 1941 году для народного хозяйства страны и нужд армии почти 8 млн. тонн грузов.

1942 год. За самоотверженный труд и выполнение заданий по перевозке горючего для нужд Красной Армии и народного хозяйства пароходство «Волготанкер» получило на постоянное хранение переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомречфлота.

1945 год. При управлении пароходства создается отдел восстановления флота. Уже к сентябрю 1945 года усилиями ремонтников и аварийно-судоподъемных отрядов в строй действующих была возвращена 21 нефтебаржа из 59 потопленных и поврежденных в годы войны.

1947 год. Экипаж парохода «Днепропетровск» (капитан А.И. Топаев) впервые провел по реке Белой караваны из двух и трех нефтеналивных барж. Грузоподъемность таких караванов превышала плановую в 2,5-3,5 раза.

1949 год. Пароходство «Волготанкер» начало освоение перевозок сырой нефти.

1950 год. Начало вывоза нефтепродуктов из Уфы по реке Белой, на которой нельзя было использовать крупнотоннажные баржи. Благодаря приобретению малотоннажного флота, оборудованию его средствами пароподогрева и внедрению ряда рационализаторских предложений «Волготанкер» успешно справляется с задачей.

1951 год. Экипаж теплохода «В. Васнецов», возглавляемый В.В. Пермяковым, впервые выполнил несколько рейсов из Астрахани методом толкания, привозя груз в пункт назначения каждый раз на несколько дней раньше срока. Метод толкания получает прописку в нефтефлоте.

В Астрахани создается центральное конструкторское бюро по механизации зачистки во главе с работником завода имени XXX годовщины Октября А.Ф. Корецким. Разработки этого бюро, внедренные в практику, позволили к середине 50-х годов сократить простои судов на зачистке в два раза, а в 1955 году уменьшить трудоемкость ручных работ в 7-8 раз.

1954 год. Вывоз жидкого топлива из Уфы достиг 1 миллиона тонн.

Нефтефлот «Волготанкера» приступил к перевозкам нефти в Ростов-на-Дону.

1965 год. Освоены новые линии перевозок: Рыбинск-Калинин, Рыбинск- Череповец, начались перевозки в Москву бензина и керосина.

1957 год. Пароходство получило первые суда типа «Бор» мощностью 600 лошадиных сил.

1958 год. Принимается решение о создании ремонтно-эксплуатационных баз (РЭБ) неподалеку от Горького и в Дербешке на Каме, а также о передаче пароходству судоремонтного завода имени Куйбышева.

1959 год. Управление пароходства «Волготанкер» перебазировалось из Астрахани в Куйбышев, где предстояло создать мощную базу нового танкерного флота.

1961 год. Пароходство получило новые толкачи типа «Дунайский».

В Куйбышеве на ремонтно-эксплуатационной базе флота началось строительство слипа.

1962 год. В Куйбышевскую РЭБ нефтефлота пришел танкер «Великий» — первый из серии танкеров грузоподъемностью 5 тысяч тонн.

1963 год. Танкер «Павловгэс» под командованием капитана Т.З. Сабирова выполнил первые рейсы в Черное и Азовское моря.

1964 год. Танкеры «Байкал» (капитан И.Е. Вахрамов) и «Олень» (капитан И.В. Мишагин) доставляют топочный мазут из Куйбышева в Ленинград. Двумя месяцами позже танкеры «Важный» (капитан А.П. Давыдов) и «Волгонефть-9» (капитан Е.М. Кудрявцев) приходят с сырой нефтью из Сызрани в Махачкалу, что позволило снизить себестоимость бесперевалочной доставки груза в 1,5 раза.

1965 год. Коллектив танкера «Волгонефть-14» во главе с капитаном Е.А. Кирилловым впервые вышел в Балтийское море и доставил груз в пункт назначения — Таллин.

Это же судно в октябре 1965 года «прорубает окно» в Европу. Капитан Г.В. Уткин впервые в истории экспортных перевозок грузов привозит в Финляндию мазут кратчайшим путем, а не вокруг всего континента.

1966 год. За досрочное выполнение семилетнего плана перевозок пароходство «Волготанкер» награждается орденом Трудового Красного Знамени.

1968 год. Введена в эксплуатацию Куйбышевская РЭБ.

1970 год. Впервые в практике нефтефлота «Нефтерудовоз-3» (капитан Е.А. Цой) доставил груз топлива на Кандалакшу.

1971 год. Создано Ленинградское районное управление пароходства «Волготанкер».

Поздней осенью «Нефтерудовоз-6» (капитан П.М. Агафонов) и «Нефтерудовоз-7» (капитан В.М. Скорый) впервые ушли в зимнее плавание на Азовское и Черное моря.

1972 год. Речники пароходства приступили к освоению перевозок нефтепродуктов по Сайменскому каналу в Финляндию.

1973 год. «Нефтерудовоз-11» (капитан А.И. Селезнев) и «Нефтерудовоз-12» (капитан В.В. Громов) «открыли» для «Волготанкера» еще одно море — Средиземное.

Январь 1982 года. Танкер «Волгонефть-150» в сопровождении ледокола «Капитан Крутов» впервые в истории волжского судоходства успешно осуществил зимний рейс на большое расстояние, доставив из Астрахани в Волгоград без малого 5 тысяч тонн мазута.

1984 год. «Волготанкер» перевез за одну навигацию рекордное количество нефтегрузов — 35 млн. тонн.

1987 год. Пароходство «Волготанкер» начало освоение арктических широт. «Нефтерудовоз-56» (капитан В.Д. Гладкий) доставил нефть с острова Колгуев, расположенного в Баренцевом море, в Кандалакшу.

27 мая 1992 года конференция трудового коллектива «Волготанкера» приняла решение о приватизации пароходства. 16 декабря того же года акционерное общество «Волготанкер» было зарегистрировано, а в апреле следующего года состоялось первое собрание акционеров.

2000 год. На внеочередном собрании акционеров ОАО «Волготанкер» председателем Совета директоров избран Александр Александрович. К управлению компанией пришла новая команда топ-менеджеров, которой удалось остановить разрушение «Волготанкера», разработать стратегию развития компании, главная цель которой — сделать «Волготанкер» первоклассной транспортной компанией.

2001 год. В состав «Волготанкера» входит Рыбинский судостроительный завод, в результате чего компания стала обладать большим потенциалом в сфере современного судостроения.

2002 год. Впервые за 10 последних лет флот «Волготанкера» пополнился новым танкером. На Рыбинском судостроительном заводе на танкере «Капитан Бармин» поднят флаг Группы компаний.

2003 год. На судостроительно-судоремонтных заводах в Рыбинске и Самаре началась активная реализация программы реновации флота, в рамках которой предполагается обновить 70 танкеров. Первые шесть судов успешно прошли процедуру омоложения.

2004 год. На Рыбинском судостроительном заводе завершено строительство нового танкера «Андропов», пополнившего флот «Волготанкера».

По инициативе и при участии пароходства «Волготанкер», профессиональных учебных заведений и Московской академии водного транспорта создано уникальное государственно-частное партнерство по подготовке профессиональных кадров для флота России, обеспечивающее реальные шаги на пути к возрождению профессионально-технического образования в России.

Вестник Волготанкера

18 января 2005 г. [N 1 (6872)]

Вестник Волготанкера

***