Первые после долгих новогодних каникул трудовые дни для многих начались с отрезвляющих телевизионных «картинок» митингов и пикетов протеста против монетизации льгот. Протестовали в Химках и Ижевске, Пензе и Карелии… Но главные «телехиты» на всех центральных каналах были из Самары. Что многими наблюдателями было расценено совсем не однозначно. И в самом деле, трудно поверить, будто своего пика народное недовольство новым порядком соцподдержки достигло именно в нашем, достаточно обеспеченном и благополучном — в сравнении со многими другими беспросветно дотационными — регионе. «Заказуха», -догадывался просвещенный телезритель, имея в виду затяжную интригу с то ли выборами, толи назначением губернатора. Телесюжеты, как ни крути, -«аргументик» весомый: реальные люди реально недовольны…

Самара в эти же дни поставила на московские каналы и новый поворот сюжета – реакцию действием. Депутаты Самарской губернской думы, готовые, как и их федеральные коллеги, к анализу всех проявлений социальной реформы, предлагают незамедлительно поправить очевидные просчеты, допущенные на местном уровне при реализации закона о монетизации льгот. Об этом мы беседуем с председателем думы Виктором Сазоновым.

— «С реформами поторопились», — такой приговор выносят 122-му федеральному закону о монетизации многие, причем, далеко не оппозиционные столичные СМИ. Перед Новым годом нечто подобное прозвучало из уст премьер-министра Фрадкова. Как вы считаете, приговор окончательный?

— Я с этим «приговором» категорически не согласен. Скорее, следовало бы говорить о том, что с законом здорово опоздали. Сама идея нового — более справедливого — порядка социальной помощи обсуждалась не один год. И вот — закон. Да, он сложный, он труден в исполнении. Но предлагает идеологию правильную, нравственную: дать людям заслуженное, не мифические, не бумажные льготы — дать живые деньги. Кто-нибудь против этого возражает?

Новый закон убирает существовавшую ранее очевидную социальную несправедливость. Прежде, к примеру, многие льготы проходили мимо

жителей сельской глубинки: ну нету них в деревне телефонов, автобусов, и много чего еще нет. Но ведь люди-то в этом совсем не виноваты. И жизнь их, между прочим, гораздо тяжелее — именно из-за отсутствия привычных горожанам благ цивилизации. А льготы они заслужили: в труде ли, в бою ли, и не урезанные-«по причине сельского происхождения». Так что равные возможности в получении компенсаций для всех льготников, независимо от места жительства, безусловное социальное достижение. И тысячи наших земляков уже говорят «спасибо» новому закону.

Эффективность использования выделяемых на соцзащиту средств по старой схеме — и с этим трудно спорить — была не очень-то высока. Новый закон меняет систему, к тому же и в абсолютных цифрах его «цена» гораздо выше. То есть гораздо большие

деньги получат нуждающиеся. Только расходы федерального бюджета на льготы возрастут с 42-45 до 174 миллиардов рублей в год. А это — лишь 20-30 процентов от всех льгот по стране. Таким образом, объем средств на обеспечение льгот увеличивается многократно… Разве это плохо?

Плохо, однако, то, что механизм реализации закона не был отработан до мельчайших деталей. А ведь действие этого механизма напрямую задевает людей, людей и без того очень ранимых, уже обиженных… Плохо, что в организационном плане на местах не были отработаны все необходимые мероприятия. Не отработаны так, чтобы все шло без сучка и задоринки. Ведь еще на этапе принятия Госдумой самого закона у части льготников уже возникала тревога: не станет ли хуже? Тут нужно было предусмотреть все. С первого дня подготовки к реформе создать постоянно действующий «штаб», который бы согласовывал работу всех деталей сложнейшего механизма исполнения столь важного, я бы даже сказал знакового, для новой России закона. Думаю, при такой организации дела от долгих новогодних гуляний отказались бы и работники соцзащиты, и сотрудники Сбербанка, и транспортники… Наверное, не отказали бы в помощи социологи, психологи, аналитики. Только нужно было всю эту работу организовать…

Еще один существенный нюанс. Укрепление вертикали власти дает положительные сдвиги во многих сферах нашей жизни. Но вот муниципального уровня оно порой как будто не касается. Пусть укрепляется власть государства — легче будет жить его гражданам. Но муниципалитеты, оставаясь органами самоуправления, пусть все же остаются в нашем государстве. Народ-то неделим.

Многие наши люди не очень-то хорошо разбираются, где какой уровень власти — федеральный ли, региональный. И как они соотносятся с местным самоуправлением. Не разбираются, да в общем-то, наверное, и не должны разбираться: пусть только все «уровни» озаботятся людским благом. Пусть не мешают, пусть помогают человеку жить. В нашем же случае получилось наоборот. Пенсионеры, льготники имели право на бесплатный проезд в городском транспорте, а тут с них стали настойчиво требовать плату. К тому же в этих транспортных спорах заслуженным людям не очень ласково поясняли, что им теперь на билеты компенсацию дали. А какая там компенсация, если ни Сбербанк, ни почта всю декаду не работали. Да к тому же и компенсации не у всех, и затрат они не покрывают. Да и кто-то из льготников вообще себя в этих списках не находит…

Совершенно очевидно: кивать сейчас друг на друга — не самый конструктивный подход. Но анализ допущенных промахов — он просто необходим. Этот первый опыт, к сожалению, в том числе и негативный, его препарировать необходимо — дабы насторожиться, научиться, заранее видеть все подводные камни. Ведь реформа соцзащиты кончается не завтра. Еще многое предстоит сделать в ее развитии. Так что лучшее сейчас — без обид, самокритично всем

уровням и всем структурам, задействованным в реализации важнейшего социального закона, сделать для себя адекватные выводы и сообща взяться за решение проблем. Если бы все работали точно и четко, обошлось бы без психологических травм. И удалось бы избежать дискредитации нужного и важного закона.

— Нынешние предложения Самарской губернской думы касаются только транспортных льгот?

— Не только, но сейчас очень важно решить вот этот очень больной для многих наших сограждан вопрос. Вариантов решения несколько. По нашему предложению создана рабочая группа — ее возглавит заместитель председателя областного правительства Павел Александрович Иванов. От губернской думы в нее войдут депутаты Николай Дмитриевич Уткин, Александр Васильевич Колычев, Николай Федорович Мусаткин. В кратчайшие сроки – к очередному пленарному заседанию думы, которое состоится 25 января, — оптимальный вариант должен быть отработан. То есть все просчитано, все учтено, названы источники финансирования…

И каждая появляющаяся в ходе реализации закона о монетизации льгот проблема, я надеюсь, будет теперь находить оперативное и правильное решение. Здесь очень важен полный контакт: и между законодательной и исполнительной ветвями власти, и с муниципалитетами, и со всеми действующими институтами гражданского общества, с общественными организациями. Важен и живой диалоге населением. Люди должны почувствовать тот положительный потенциал, который заложен в реформе соцобеспечения. Это ведь не только, как я уже говорил, живые деньги. Это еще, что немаловажно, свобода от чиновника. Не хочу обижать чиновничество, большинство работает много и самоотверженно, но все же, как говорится в народе, лучше бы никому не кланяться.

Ставшее привычным в последнее время словосочетание «социальная ответственность» применяется у нас по преимуществу в отношении бизнес-структур. В моем понимании эта ответственность сейчас не менее актуальна для структур госвласти: для нас, депутатов, для губернского правительства, его подразделений, для региональных отделений федеральных служб, для муниципалитетов. Сейчас не время объяснять друг другу, какие у кого «свои» проблемы. Есть общая и важная задача. Над ней всем вместе конкретно и конструктивно и нужно работать.

— Как вы, Виктор Федорович, оцениваете местный закон о социальной поддержке?

— Любой социальный закон, самый продуманный, самый проработанный, не решает, к сожалению, всех вопросов, накопившихся в этой сфере. Всегда хочется больше сделать, больше решить. Баталии по поводу компенсации льгот ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий шли долгие. Проводились своего рода парламентские слушания, «круглые столы», консультации с общественными организациями. Депутаты, конечно же, выступали за увеличение сумм компенсации. Ту же транспортную льготу (сумму компенсации) предлагалось исчислять, исходя из 44 поездок в месяц. И принятый, в конце концов, вариант — это вынужденный компромисс. Между нашей позицией: «людям нужно дать больше!» — и позицией областных финансистов: «бюджет больше не потянет…». В результате общая «стоимость» принятого нашей губернской думой закона о монетизации льгот перечисленных мною категорий выльется по году в три с половиной миллиарда рублей. Есть надежда и на то, что при сверхплановых доходах бюджета мы сумеем дать на социальную поддержку дополнительные средства.

И еще одну важную задачу губернская дума ставит перед собой: постоянный и скрупулезный депутатский контроль за реализацией новых социальных законов. Возможно, возродим даже такую форму работы как депутатский пост. Это вопрос не только авторитета власти, это прежде всего жизненно важный вопрос для очень большой части нашего населения. И этим сказано все.

— В комментариях ряда официальных лиц по поводу протестных выступлений в Самаре говорилось об очевидной «организованности народного протеста». В роли организаторов упоминались, в частности, НБП и КПРФ. Что вы думаете по этому поводу?

— О достоверных фактах такого рода мне ничего не известно. Что касается «организованности», это, думаю, очевидно. В одном месте в одно время появляются несколько десятков или сотен человек- да, организовались. Но для меня в данном случае прежде важна суть самих выступлений, суть требований. Кому-то еще не успели выплатить компенсацию, здесь все понятно, и ее, без сомнения, выплатят. Другой вопрос: многие еще не понимают, что это за разграничение такое — «федеральные льготники», «региональные льготники»… И здесь тоже будет со временем понимание. Об отмене натуральной муниципальной льготы — бесплатном проезде в городском транспорте -уже говорили. Будем искать решение.

Да, я не считаю, что улица, транспортная артерия — это хорошее место для конструктивного диалога. Есть другие методы отстаивания своей позиции, законные формы протеста, которые не подвергают опасности людей и не нарушают общественный порядок.

Конструктивно, на мой взгляд, работает сейчас над анализом ситуации с реализацией 122-го федерального закона «Единая Россия». Состоялся президиум генсовета партии. Присутствовал ряд ведущих министров. Главе комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрею Исаеву и главе Министерства здравоохранения и социального развития РФ Михаилу Зурабову поручили подготовить предложения, которые позволят избежать ошибок при реализации закона. Сейчас ситуация в стране, действительно, довольно «пестрая»: часть регионов победнее, не имея средств на компенсации, оставили натуральные льготы. В реальности льготы эти — на бумаге, воспользоваться ими затруднительно, а льготники готовы «получить деньгами». Тоже проблемы.

Ясно, что именно серьезный анализ полной картины даст правильные рецепты. Их от «Единой России» и ждут. На эту же задачу работает и самарское региональное отделение партии. Митинговщины тут нет, для телекамер «картинка» не интересная, но именно так, а не в уличных эмоциях, рождаются продуктивные идеи.

Представителей всех партий, готовых отстаивать народные интересы, приглашаю к нам в думу. Мы открыты для дельных предложений, любой конструктивной дискуссии, готовы к общей работе.

«КоммерсантЪ», №7 19.01.2005 г.

*