Сегодня в Самарской губернской думе прошло заседание общественной комиссии по торговле, где обсуждался вопрос о политике ценообразования на основные предметы потребления и прогнозе уровня жизни населения в Самарской области. Как выяснилось, только за последний месяц в адрес губернской думы поступило более 500 обращений избирателей с требованиями принять меры и использовать любую возможность для установления контроля цен на товары.

Как отметила первый заместитель министра экономического развития и инвестиций Самарской области Любовь Иванова, согласно действующему законодательству, государство имеет право регулировать цены на достаточно незначительное количество услуг(коммунальные услуги, связь, почта) и только 2 вида товаров: алкогольные напитки и детское питание. Цены на остальные товары и услуги «формируются в зависимости от спроса и предложения». Однако, по мнению депутатов, такой ответ вряд ли может удовлетворить граждан губернии, 30% из которых находится за чертой бедности.

Хотя, как пояснил председатель комиссии Николай Мусаткин, обсуждение вопроса о возможности власти влиять на ценообразование намечалось уже давно и было внесено в план работы, актуальные проблемы сегодняшнего дня внесли свои коррективы: разговор, главным образом, шёл о ценах на хлеб. В декабре истекшего года цена на муку выросла на 43,8%. Повышение цен на хлеб зафиксировано в апреле, июне и сентябре прошлого года. В январе 2004 года среднеобластная цена на хлеб поднялась очень серьёзно: с 13,75 до 15 руб. (8,6%) за кг ржаного хлеба и с 16 до 17 руб. за кг пшеничного.

Увеличение цены обусловлено рядом факторов, среди которых – рост цен на электричество, влияние рентабельности и некоторые другие , однако решающим фактором стал рост цен на муку. Валовое производство зерна по области в 2003 году составило всего 1400 тысяч тонн, что на 32% меньше, чем в 2002 году. Аналогичный процесс отмечен по стране в целом (сокращение на 20%). Высокие урожаи 2001 и 2002 года спровоцировали падение цен до уровня 1998 года, что сделало производство зерна убыточным (убыточность в 2002 году составила 5%). Эти же урожаи позволили вывести самарское зерно на мировой рынок. За 9 месяцев прошлого года область экспортировала более 200 тысяч тонн зерна. А в этом году надежды на стабилизацию российского рынка зерна приходится связывать только с готовящейся продовольственной интервенцией. По словам Любови Ивановой, пока известно, что зерно из федерального фонда будет продаваться непосредственно предприятиям, а от них – хлебопекарным учреждениям, и только к концу недели, может быть, станет известно, в каких количествах и кому будет выделено это зерно. «Справиться» с непомерно завышенными торговыми наценками (от 10-15% в большинстве магазинов до, по информации депутатов, 40% у некоторых продавцов), оказывается, сложнее: здесь можно только надеяться, что хлеб по невыгодной цене покупать не будут , и продавцу придётся снизить цену.

Как заявила г-жа Иванова, в области на данный момент находится 365 тысяч тонн зерна у сельхозпроизводителей и 256 тысяч тонн — на элеваторах. Этого количества достаточно , чтобы удовлетворить потребности губернии в хлебопекарной продукции на 6 месяцев, то есть до следующего урожая. Однако что делать, если с новым урожаем возникнет критическая ситуация – пока никто не знает. В связи с этим депутаты губернской думы намерены начать работу по созданию нормативно-правовой базы, которая наделяла бы власть особыми полномочиями в сфере формирования цен на случай чрезвычайной ситуации. Очевидно, для этого прежде всего придётся выходить в высшие органы власти страны с законодательной инициативой по очередному внесению изменений в постановление правительства РФ №239, содержащее перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством. Хлеба, как известно, в этом перечне нет.

*