В январе 1942 года завод номер 1 в Куйбышеве (ныне предприятие «ЦСКБ-Прогресс») выпустил крупную партию истребителей МиГ-3. Это была очень нужная фронту боевая машина. Истребитель развивал небывалую для того времени скорость 650 километров в час, поднимался на высоту до 7000 метров, имел хорошее вооружение. Недаром при виде этих ястребков, немецкие летчики немедленно предупреждали своих: «Внимание! В небе советские МиГи!»

Самолет МиГ-3 был разработан в конструкторском бюро Николая Поликарпова, того самого, кто создал долгожителя отечественной авиации — самолет ПО-2. В том же КБ строились первые советские истребители: И-1, И-16, И-153 («Чайка»). А молодые конструкторы Артем Микоян и Михаил Гуревич в 1939 году усовершенствовав свой МиГ-1, по сути спроектировали новый самолет МиГ-3, который стал одним из лучших в мире истребителей военного времени. За освоение выпуска этих машин завод номер 1 еще в довоенном 1940 году был награжден орденом Ленина.

В трудные первые дни войны, когда фашисты подступали к Москве, завод был срочно эвакуирован в Куйбышев. Он прибыл сюда 18 октября и в небывало короткие сроки развернул производство боевых машин. Вслед за первым МиГ-3 в декабре 1941 года было выпущено еще 27. В процессе их производства непрерывно вносились конструктивные усовершенствования. Корпус и крылья истребителя стали металлическими, модернизировалось вооружение, появились приборы для полетов в ночных условиях. Всего за годы войны в Куйбышеве было выпущено 3122 самолета МиГ-3.

Впоследствии конструкторы Микоян и Гуревич создали целую серию высокоскоростных, маневренных реактивных машин. Их труд был отмечен множеством наград и премий. Но самой первой и самой дорогой для них была Государственная премия, врученная в 1941 году за выпуск истребителя МиГ-3.

*