АвтоВАЗ сообщил о продаже трех региональных дочерних предприятий — «Воронеж-АвтоВАЗ», «Тюмень-Лада» и «Прикамье-Лада» и покупке контрольного пакета ОАО «МинВоды-АвтоВАЗ». В пресс-службе завода утверждают, что это «частные случаи» и что радикально менять структуру активов в регионах не предполагается. Но крупные партнеры АвтоВАЗа думают иначе и готовы купить региональных дистрибуторов завода.

У Волжского автозавода 140 управлений региональных поставок (УРП), в которых АвтоВАЗу принадлежит от 27 до 100% уставного капитала. Имущество этим структурам досталось еще с советских времен — чаще всего это автоспеццентры на окраинах городов.

Как рассказал „Ъ“ гендиректор ОАО «Волгоград-Лада» Юрий Климов, УРП занимаются дистрибуцией автомобилей «ВАЗ» в своем регионе, поставляют их розничным продавцам. Часть УРП имеют статус укрупненных центров и со своего склада поставляют машины в соседние регионы (например, «Волгоград-Лада» — в Волгоград, Астрахань и Калмыкию). Ряд УРП занимаются розничной продажей «Лад» и нередко являются дилерами других марок, в том числе иностранных (такое сотрудничество надо согласовывать с АвтоВАЗом).

Информация о продаже 100% акций ООО «Воронеж-АвтоВАЗ», 93,05% в ОАО «Тюмень-Лада», 66,15% в ОАО «Прикамье-Лада» и покупке 69,77% акций ОАО «МинВоды-АвтоВАЗ» была опубликована на официальном сайте ОАО «АвтоВАЗ». Эту информацию подтвердили в пресс-службе завода, подчеркнув, что «это частные случаи продажи убыточных компаний» и что «никакой тенденции или стратегии АвтоВАЗа в этом нет». В пресс-службе затруднились назвать покупателей и суммы сделок, а также ответить на вопрос, сохранится ли за проданными компаниями статус официальных представителей АвтоВАЗа.

Как удалось выяснить „Ъ“, финансовое положение минимум двух из трех проданных предприятий — воронежского и пермского — оставляло желать лучшего. ОАО «Прикамье-Лада» находится в состоянии, близком к банкротству. Еще в конце 2002 года юристы АвтоВАЗа обратились в пермскую милицию с заявлением, в котором обвинили руководителей «Прикамья-Лады» в мошенничестве и нанесении акционерам ущерба в размере 17 млн руб. Но в возбуждении уголовного дела им было отказано. С тех пор почти вся производственная база предприятия — склады и автосалоны — была за долги передана местной компании «ЭКСАвто». В прошлом году «Прикамье-Лада» реализовала 30 автомобилей. Как сообщил „Ъ“ один из руководителей «ЭКСАвто», именно его компания приобрела акции «Прикамья-Лады» «за совсем небольшие деньги».

Несмотря на то что в пресс-службе АвтоВАЗа отрицают возможность целенаправленной распродажи убыточных УРП, аналогичные сделки совершались и в других регионах. В прошлом году в группу СОК вошли «Самара-Лада» и «Скопино-Лада», ранее подконтрольные АвтоВАЗу. А 14 января 2004 года акционеры «Омска-Лады» приняли решение о допэмиссии на 4,5 млн руб. (49% акций), которую намерен выкупить дилер АвтоВАЗа в Омске ООО «ЛадаИнтерСервис» (ЛИС). По неофициальным данным, ЛИС контролируют бывший гендиректор АвтоВАЗа Алексей Николаев и член совета директоров завода Николай Ляченков. В ЛИС входят водочный завод «Талко», завод по выпуску минеральной воды «Ессентуки» в Кисловодске и «АвтоВАЗагрегат».

Замгендиректора ЛИС Николай Семилетов подтвердил, что компания намерена приобрести допэмиссию «Омск-Лада». А источник, близкий к руководству АвтоВАЗа, сообщил „Ъ“, что «начинается процесс по выкупу дилерской сети компаниями, которым автозавод «отдал» тот или иной регион».

ЕКАТЕРИНА САФАРОВА,

ВЛАД ТРИФОНОВ,

МИХАИЛ СЕМЕНОВ, Пермь

«Коммерсантъ» в Самаре»

№20 от 05.02.2004, четверг

"Коммерсантъ"

*