Оказавшись на свободе впервые за последние 17 лет, Брэндон Мун оделся так, как всегда мечтал. Синяя рубашка, голубой джемпер, белая ковбойская шляпа. Образцовый герой вестерна, хороший парень. Да, не забыть упомянуть его классный ремень. Его смастерил по заказу Брэндона приятель из тюремной мастерской. Причем пряжка именная, на заказ. На ней крест в виде Ока Господня с инкрустацией из никеля, меди и циркония. На фотографии, распространенной агентством Ассошиэйтед Пресс, Брэндон изображен при полном параде, но глаза его полны жалости к самому себе. К его груди прильнула счастливая мать Ширли. Дождалась-таки сыночка.

Благодарить за чудесное освобождение сына ей надлежит, конечно же, Всевышнего, а также стоит не забыть ученых-криминалистов, которые разработали и начали внедрять в юридическую практику тестирование с помощью ДНК. Именно проведенный анализ ДНК показал, что Муна в 1988 году по ошибке осудили за изнасилование. Состоялось экстренное заседание суда, на котором Фемида постановила выпустить его на свободу, причем немедленно. Как пишет Барбара Новович в газете «Нью-Йорк таймс», Мун стал 154 по счету заключенным, оправданным благодаря тесту ДНК.

Надо отдать должное властям. В забитом публикой зале суда в Эль-Пасо окружной прокурор Хайме Эспарза извинился перед ошибочно осужденным и его родными — извинился лично и за весь штат Техас. «Я понимаю, прошедших лет не вернуть, — сказал, в частности, Эспарза. — И за это мы приносим извинения». Мун ответил: «Я принимаю ваши извинения». Рядом с ним находился известный нью-йоркский адвокат Барри Шек и его сотрудница Нина Моррисон. Благодаря реализации программы Шека «Проект — Невиновен», оправданы примерно половина из 154 человек, выпущенных из заключения.

Ранее таким же образом была восстановлена справедливость в Хьюстоне, где оправдали двух ошибочно осужденных. Техас, печально известный в стране особой суровостью приговоров, стал использовать анализ ДНК после того, как в 2001 году легислатура штата одобрила использование этого теста в судебно-юридической практике. В новом, откровенно скандальном свете предстает практика экспертизы крови судмедэксперта Глена Дэвида Адамса, ранее работавшего в структуре штатного департамента общественной безопасности. Именно Адамс фактически засадил Муна за решетку на 75 лет, сделав неверные выводы из анализа образчика его крови. Как полагает Шек и другие юристы, за время работы в криминалистической лаборатории Луббок с 1986 по 1991 год Адамс совершил кучу роковых ошибок, из-за которых пострадали невинные люди. Как отмечает «Таймс», нынешнее местонахождение горе-эксперта неизвестно.

Шек также считает, что ошибки могли возникнуть из-за излишнего доверия свидетелям, дававшим обличающие подсудимых показания. К его оценке присоединяется профессор юриспруденции Хьюстонского университета Дэвид Доу, который считает эти новации очень важными для оздоровления судебного климата в Техасе. Здесь приговаривают к смертной казни чаще, чем где-либо еще в США, и приводят приговоры в действие в минимальные сроки.

В деле Муна показания жертвы и других свидетелей оказались решающими. Жертва изнасилования указала на него и на фотографии, и вживую, когда перед ней выстроили десяток мужчин. На него же указали и три другие женщины, ставшие жертвами изнасилований, совершенных при аналогичных обстоятельствах. Эти судебные действия происходили через полтора года (!) после совершения преступления. В галерее статистов, предложенных жертве к опознанию, Мун был единственным белым мужчиной с голубыми глазами.

И Шек, и Моррисон отдали должное упорству Муна, который, находясь в тюрьме, взял дело собственного оправдания в свои руки и действовал как заправский адвокат. «Он стучал в двери судов, он метался от инстанции к инстанции как шарик пинг-понга, — заметил Моррисон. — Мы же подоспели лишь к концу матча». Справедливости ради следует сказать, что его мольбы о повторном рассмотрении дела долгие годы оставались криками вопиющего в пустыне, пока в мае 2004 года не был запущен «Проект — Невиновен». Только после этого на повторную экспертизу с помощью теста ДНК отправили банный халат и одеяло со следами спермы насильника.

Брэндону Муну уже 43 года. Сам он тоже характеризует время, проведенное в тюрьме, как «слишком долгую игру». Роковой арест и обвинение в изнасиловании произошли в 1987 году, когда он учился на втором курсе Техасского университета в Эль-Пасо. До этого парень четыре года отслужил в армии. Он собирался по завершении учебы вернуться в ВВС и летать на реактивных истребителях.

Но «залетел» в тюрьму на долгие годы, где в тамошней библиотеке засел за учебники и медицинские пособия, изучая юриспруденцию и судебную медицинскую экспертизу. С годами он стал спецом в отслеживании случаев ошибок со стороны свидетелей. Он благодарит за помощь и советы доктора Элизабет Лофтус из Вашингтонского университета. В заключении, в тюремных мастерских, Мун освоил ювелирное дело, стал заправским чеканщиком, мастером по изготовлению ременных пряжек. Он называет это не «хобби», а «терапией».

Как отмечает Барбара Новович в статье в «Таймс», адвокатом защиты Муна в 1988 году был Норберт Гарней, сейчас занимающий пост федерального судьи в Эль-Пасо. Гарней вызвал в суд двух свидетелей, которые частично подтвердили алиби подсудимого. Но решающим аргументом для суда, признавшего его виновным, стали результаты серологического анализа крови, проведенного с явными нарушениями Адамсом. В частности, тот ошибочно зачислил Муна в 15% мужчин с теми характеристиками, которые свойственны сперме насильника, следы которой остались на месте преступления. Это были единственные «научные» данные, фигурировавшие в деле. Все остальные исследования, включая анализ лобковых волос, не подтверждали виновность Муна.

«Суды априорно враждебны по отношению к осужденным, которые из тюрьмы продолжают настаивать на своей невиновности, — говорит Моррисон. — На все апелляции следуют только отказы». Впрочем, как только в суд поступили результаты анализа ДНК Муна, судье Эспарза потребовалось меньше недели, чтобы санкционировать его освобождение.

«Я продолжаю глубоко верить в систему правосудия, — говорит Мун. — Конечно, все мы смертны, все мы совершаем ошибки. Но я настоятельно советую тем заключенным, которые уверены в своей невиновности, — что бы вам ни говорили, не сдавайтесь, боритесь до конца».

12.28 04:29 am | Г.Ляровский NRS.com

DAILY RUSSIAN AMERICAN NEWSPAPER ON THE WEB

12.28.2004 ВТОРНИК 10:23 am

Г.Ляровский NRS.com

***