10 декабря 1941 года в Куйбышеве был выпущен первый самолет Ил-2. Его собрали на 14-й день после прибытия эшелонов с оборудованием работники эвакуированного в наш город воронежского 18-го авиазавода. Почти все детали и узлы первого штурмовика они привезли с собой. Но в строящихся на станции Безымянка цехах уже налаживалась сборка серийных штурмовиков куйбышевского производства.

Во второй половине декабря завод почти ежедневно поднимал в небо новую машину. Тем не менее, 23 декабря 1941 года в адрес директора Шенкмана пришла грозная правительственная телеграмма: «Вы подвели нашу страну, нашу Красную Армию. Вы до сих пор не изволите выпускать Ил-2. Если 18-й завод думает давать по одному самолету в день, то он жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше илов. Предупреждаю в последний раз. Сталин». Телеграмма была зачитана во всех цехах. Коллектив завода взял обязательство увеличить выпуск штурмовиков. И уже 29 декабря на фронт ушел целый эшелон с самолетами Ил-2.

Куйбышевские штурмовики стали грозой вражеских танков и орудий. Но очень скоро выявились существенные недостатки этих самолетов. Во время боевых действий на небольшой высоте летчики не были застрахованы от поражения обычным стрелковым оружием. Необходимо было усилить бронезащиту кабины пилота. Но главное — самолет не был защищен сзади и становился легкой добычей вражеских истребителей. Встал вопрос о создании в хвосте машины места для стрелка.

В феврале 1942 года генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина вызвал к себе Сталин и сказал: «Делайте что хотите, но конвейер останавливать не разрешаю. Немедленно дайте фронту двухместные самолеты». Эта работа была поручена эвакуированному в Куйбышев из Киева заводу аэродромного оборудования. После бессонных ночей и дней была создана турельная установка для Ил-2.

Штурмовик перестал быть беззащитным, и от завода потребовали массового выпуска пулеметных турелей. Предприятие перешло на круглосуточную работу и казарменное положение, но стало выпускать до пяти установок в сутки. За успешное освоение нового вооружения для самолета Ил-2 заводу пришла благодарственная телеграмма от Верховного Главнокомандующего. Работникам завода повысили зарплату и выделили в качестве поощрения несколько сот пар обуви.

Фронту требовалось много штурмовиков Ил-2. По все стране начался сбор средств на их строительство. Эвакуированный в Куйбышев коллектив Большого театра стал проводить выездные концерты, средства от которых шли на выпуск эскадрильи «Советский артист». На деньги трудящихся Пензенской области было построено 8 эскадрилий боевых самолетов. Марийские трудящиеся собрали на выпуск Ил-2 свыше 100 миллионов рублей. Таких примеров не счесть. За годы войны в Самаре было собрано более 36 тысяч боевых машин. Коллективу 18-го завода 26 раз вручалось переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны.

Самолет Ил-2 считался лучшим штурмовиком Второй мировой войны. С него начиналась вся авиакосмическая промышленность Самары. Памятник этому самолету на Московском шоссе заслуженно считается визитной карточкой нашего города.

*