В дни, когда на эвакуированном в Куйбышев воронежском авиазаводе завершалась сборка первого самолета Ил-2, на моторостроительном заводе №24 уже испытывали еще несколько двигателей к легендарным штурмовикам. Конструкторы завода продолжали совершенствовать двигатель «АМ-38» в процессе его производства, а сами думали о более мощном «АМ-42». Он был предназначен для «летающего танка» — штурмовика Ил-10.

История акционерного общества «Моторостроитель» — одного из крупнейших в стране предприятий по производству двигателей для авиации и космонавтики началась в 1912 году, когда французская фирма «Гном» построила на окраине Москвы завод по производству авиационных моторов. В 1914 году фирма стала называться «Гном и Рон» — по маркам выпускаемых двигателей. После революции оба завода были национализированы и стали называться «Правительственный завод авиационных моторов № 2» и «Мотор № 4». В цехах этих предприятий стали собирать двигатели М-5 мощностью 400 лошадиных сил. Их устанавливали на самолетах «Р-1», «И-1» и других конструкции Н.Н.Поликарпова и Д.П.Григоровича.

В 1927 году по решению правительства оба завода были объединены. Новое предприятие стало называться «Завод № 24 имени М.В.Фрунзе». Здесь начался выпуск первых отечественных моторов «М-11» конструкции А.Д.Швецова мощностью 1000 лошадиных сил. Они отличались высокой надежностью и служили авиации вплоть до 1962 года. В тридцатых годах завод начал выпускать более мощные авиадвигатели    «АМ-34» конструкции А.А.Микулина. Весной 1934 года советские летчики на самолетах с этими моторами снимали с льдины челюскинцев.

Начало производства тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 конструкции А.Н.Туполева с мощными моторами завода имени Фрунзе позволил Советскому Союзу впервые в мире создать парашютно-десантные войска. На этих же машинах арктического варианта была высажена на Северный полюс знаменитая экспедиция под руководством И.Д.Папанина. Перелет В.П.Чкалова из Москвы в Америку через Северный полюс на самолете АКТ-25 с мотором «АМ-34» заставил весь мир заговорить о нашей стране, как о великой авиационной державе.

В 1940 году по специальному правительственному заданию завод № 24 освоил выпуск двигателей «АМ-38» конструкции А.А.Микулина мощностью 1600 лошадиных сил для штурмовиков Ил-2, за что коллектив предприятия был награжден орденом Ленина.

Массовый выпуск этих двигателей развернулся уже в Куйбышеве, куда был эвакуирован из Москвы завод имени Фрунзе. В январе 1942 года куйбышевский обком ВКП(б) докладывал Политбюро о создании в областном центре авиастроительной базы, в том числе и предприятия по выпуску двигателей – моторостроительного завода №24. Весной 1942 года этот завод превысил довоенный (московский) уровень производства мощных авиадвигателей. А всего за годы войны он выпустил более 36 тысяч моторов к штурмовикам Ил-2.

На новой площадке в городе Куйбышеве завод имени Фрунзе разработал и освоил выпуск самого мощного в то время (2000 л.с.) авиационного двигателя «АМ-42» для «летающего танка» — штурмовика Ил-10. Таких машин было выпущено около 5 тысяч, на всех стояли моторы завода №24. За самоотверженный труд в годы войны завод был награжден орденом Красного Знамени.

Послевоенная история завода не менее впечатляющая: выпуск первых турбореактивных двигателей, прямоточных воздушно-реактивных и турбовинтовых двигателей конструкции академика Н.Д.Кузнецова, двигателей для перекачки природного газа, производство лодочных моторов «Вихрь». Особое место занимает освоение жидкостных ракетных двигателей, разработанных ОКБ В.П.Глушкова.

Все отечественные пилотируемые космические корабли и более половины автоматических станций и искусственных спутников Земли выведены на орбиты с помощью двигателей, изготовленных в Самаре. В 1994 году завод имени Фрунзе стал акционерным обществом открытого типа «Моторостроитель». Его продукция сегодня известна всему миру.

*