В этом году российский рынок бытовой электронной техники с подачи Таможенного комитета ждут кардинальные изменения. Таможня начала заключать договора с производителями техники, в соответствии с которыми заводы будут информировать таможенников о номенклатуре и отпускных ценах поставляемых в Россию товаров. На основе этих данных из «серых» импортеров будут «выдавливать» таможенные платежи, что называется, по полной программе, в результате чего рынок бытовой электроники освободится от «серой» дешевой техники, цены «дикой» розницы сравняются с ценами сетевых магазинов.

С этого года Государственный таможенный комитет (ГТК) будет требовать от импортеров уплаты таможенных пошлин исходя из отпускных цен заводов-производителей. В ближайшее время таможенники намерены договориться о сотрудничестве с основными зарубежными производителями электронной и бытовой техники.

На прошлой неделе состоялось подписание договора о взаимодействии между ГТК России и японской компанией Sony Overseas. По договору компания Sony предоставит российской таможне список с полной номенклатурой товаров этой фирмы, предназначенных для поставки в Россию, с точными отпускными ценами на них. Именно с этим каталогом теперь будут сверяться таможенники при взимании таможенных сборов на импортируемую технику. Компаниям-импортерам, работающим в открытую, на таможне готовы предоставить режим наибольшего благоприятствования, остальные же дилеры будут подвергаться жестким проверкам. Помимо Sony, договоренности о сотрудничестве с таможней достигло руководство компании Samsung. Из представительства Phillips также поступили в таможню все необходимые документы для решения этого вопроса. По данным ассоциации РАТЭК, выступившей организатором этих переговоров, на очереди другие известные зарубежные производители бытовой техники.

«Это не первая инициатива таможенников по упорядочиванию импорта в страну, — говорит Александр Кузьмичев, эксперт консалтинговой компании BKG. — Достаточно вспомнить недавнюю попытку ГТК навести порядок с импортом автомобилей. Интерес таможни в этом направлении понятен — их первой задачей является увеличение таможенных платежей в бюджет.» До сих пор часть дилеров импортной техники в России намеренно декларировали на таможне заниженные цены на ввозимый товар, что позволяло минимизировать таможенные платежи. Теперь на таможне собираются упорядочить декларирование импортной техники и заставить импортеров производить таможенные платежи полностью, что позволит, прежде всего, повысить доходы бюджета с этой группы товаров.

Новые правила позволят упорядочить не только импортные платежи, но и номенклатуру поставляемых товаров, а это послужит оздоровлению российского рынка бытовой и электронной техники, считают в Таможенном комитете. Российский рынок сейчас наводнен продукцией известных марок сомнительного происхождения. «Серые» схемы поставок позволяют экономить не только на таможенных платежах, но и на закупочных ценах, — поясняет ситуацию Александр Кузьмичев. — Часто дилеры закупают бытовую технику минуя ее производителей, в третьих странах — там, где подешевле, и поставляют в Россию товар ненадлежащего качества и не приспособленный для использования в наших условиях.»

«Серая» техника часто ограниченно функциональна, нередко выходит из строя, особенно это актуально для кухонной и климатической техники, средств мобильной связи. Проблема «серого» импорта бьет не только по бюджету, но и по самим производителям, неважное качество «левого» товара негативно отражается на имидже марки. «Новый подход ГТК к импортерам обещает сделать российский рынок бытовой техники более легальным и прозрачным. Более цивилизованным, а не базарным, — считает Александр Пляцевой, президент Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). — Кроме того, чем больше порядка будет на этапе ввоза техники, тем больше выиграет от этого потребитель.» Помимо ненадлежащего качества, покупатели часто сталкиваются с тем, что в официальных сервисных центрах отказываются принимать в ремонт такую технику на основании того, что она «серого» происхождения.

В самих компаниях-производителях в целом настроены положительно к инициативе таможенников. Более того, в Sony, например, собираются расширить номенклатуру поставляемых в Россию товаров, а со временем постепенно отказаться от услуг посредников и перейти к практике прямого импорта в Россию.

«Крупные дистрибьюторы и импортеры бытовой техники, и ранее предпочитавшие не пользоваться «серыми» импортными поставками, вряд ли воспользуются возможностью повысить цены, — считает эксперт BKG. — Учитывая конкурентную ситуацию на рынке, большинству из них это просто невыгодно. От нововведений пострадают прежде всего мелкие дистрибьюторы бытовой техники, торгующие на рынках и мелких торговых точках. Вместо «серых» схем им придется оптимизировать бизнес или для сохранения рентабельности торговли просто повысить цены.»

По многим товарным позициям тех компаний, что еще не определились в отношениях с таможней, многие дилеры приостановили торговлю. Обзванивая московские магазины, нам, например, ни в одном из них не удалось обнаружить микроволновых печей Panasonic. По словам торговых менеджеров, с нового года импортеры приостановили поставки этой марки в Россию, как минимум до середины февраля.

Известия.ru

*