Российскому правительству поручено начать работу над проектом новой скоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Идея, в общем, не новая и многими воспринимается скептически.

Идея строительства новой скоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом прозвучала на этой неделе из уст президента России Владимира Путина во время визита в родной город.

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила журналистам, что российскому правительству уже поручено начать работу над проектом высокоскоростной трассы.

Многие эксперты встретили новость скептически. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев называет идею абсурдной.

«Автотрасса должна проходить прямиком через болота, на осушение которых потребуются огромные средства», — сказал он.

«О чем можно говорить, если болота предполагается засыпать гравием, доставленным с берегов Финского залива», — добавляет депутат.

В пресс-службе губернатора Петербурга отметили, что строительство трассы будет финансироваться из федерального бюджета.

Эксперт Леонтьевского центра Лев Савулькин полагает, что строить новую дорогу в принципе нецелесообразно.

«Если правительству нужна автотрасса европейского качества, то на ее строительство потребуется не менее миллиарда долларов», — полагает он.

По словам Савулькина, «куда разумнее было бы реконструировать уже существующую автомагистраль».

Идея наладить высокоскоростное наземное сообщение между двумя столицами витает в воздухе уже не первый год.

«Панама»

Попытка построить скоростную железнодорожную магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом несколько лет назад потерпела полный крах, к тому же оставив российское правительство с многомиллионными долгами иностранным кредиторам.

Специально для реализации этого проекта в 1992 году было создано РАО «Высокоскоростные магистрали», и разработан скоростной поезд нового поколения «Сокол-250», который так и не смог развить обещанную скорость 250 км/ч.

В результате весной 2002 года проект по созданию поезда «Сокол-250» закрыли, а возле Московского вокзала до сих пор зияет внушительных размеров яма, выкопанная еще в середине 90-х годов ХХ века под строительство нового терминала в рамках того же проекта.

По данным Счетной палаты, ущерб от строительства ямы оценивается в 76 млн. долларов. Символический билет номер один, подаренный на заре проекта тогдашнему мэру Петербурга Анатолию Собчаку пришлось выбросить за ненадобностью.

87% акций РАО «ВСМ» принадлежат минимуществу, остальные — правительствам Москвы и Петербурга. Обязательства по выплате долгов иностранным кредиторам вынуждено было взять на себя российское правительство, поскольку именно оно в свое время предоставило РАО гарантии под получение этих кредитов. Лондонские филиалы известных банков Credit Adricole Indosuez и SBC Warburg предоставили «ВСМ» кредиты на общую сумму 200 миллионов долларов. Более 100 миллионов долларов были получены еще от нескольких иностранных банков.

По словам Алексея Ковалева, проект с самого начала не представлял из себя ничего, кроме попытки поживиться за чужой счет.

«Стоимость только одного поезда «Сокол-250″ составляла 20 миллионов долларов, а запланированная цена билета — дело было в 2000 году — превышала 30 долларов, при условии 100-процентной загрузки восьми поездов ежедневно», — подчеркивает депутат.

«Похоже, что новая автотрасса — предприятие из того же разряда заведомо провальных авантюр», — считает он

Лев Савулькин также предрекает новому грандиозному проекту скорый крах.

«Правительство не располагает достаточными средствами, а привлечь инвестиции, учитывая печальный опыт РАО «ВСМ», будет очень непросто», — полагает эксперт.

Галина Столярова

для bbcrussian.com, Санкт- Петербург

30 января 2004 г., 14:07 GMT 17:07 MCK

bbcrussian.com

*