В ноябрьские дни 1941 года под Москвой шли ожесточенные бои. Вместе с частями Красной Армии натиск врага отражали также добровольцы из народного ополчения. По опыту Отечественной войны 1812 года ополчение создавалось из людей, не подлежащих мобилизации – из способных носить оружие стариков, подростков, молодых женщин, а также из работников оборонных предприятий.

В Москве было сформировано 16 таких дивизий, в Ленинграде 10. В тыловом Куйбышеве народное ополчение начало создаваться 8 июля 1941 года и состояло из 9 полков и 3 отдельных батальонов. К концу августа в него записалось почти 70 тысяч добровольцев со всей области.

Дружины народного ополчения охраняли от диверсантов мосты, железнодорожные пути, склады горючего, электроподстанции и другие важные народнохозяйственные объекты. Боевого оружия в первый год войны не хватало даже регулярным частям, поэтому добровольцы вооружались, чем могли: охотничьими ружьями, самопалами, казацкими шашками и даже вилами. Для того чтобы дружины могли нормально функционировать, на местных предприятиях для них стали изготавливать различный инвентарь — от саперных лопат до походных кухонь и котелков.

Обучение военному делу шло после работы, три раза в неделю не менее двух часов в день. В выходные занимались 6 часов по полной полевой программе для неслуживших в армии. Ополченцев учили подниматься ночью по тревоге, отражать нападение парашютных десантов, ходить в разведку, выполнять различные тактические задачи.

В Похвистневском районе ополченцы проходили военно-конное обучение. Там был сформирован целый кавалерийский эскадрон, основу которого составляли конники колхозов «Канаш», «Боевик» и «Любзавод». На заводе имени Масленникова ополченцев учили водить автомобили и мотоциклы. При спортивном обществе «Спартак» из добровольцев была создана лыжная секция. Ее бойцы участвовали в военизированных походах, училась штыковому бою, гранатометанию, другим боевым действиям. А в госпиталях Куйбышева на курсах медсестер обучалось свыше 500 девушек. Все без исключения ополченцы проходили строевую и огневую подготовку.

Служба в народном ополчении не освобождала от основной работы. Днем добровольцы стояли у станков, а ночью патрулировали улицы, дежурили на крышах домов, охраняя их от возможного попадания зажигательных бомб. Об одном из колхозных ополченцев, 60-летнем Андрее Васильевиче Постникове, газета «Волжская коммуна» писала: «Днем он работает в кузнице села, а ночью, после непродолжительного отдыха, охраняет колхозные амбары с зерном».

В дни наступления немцев под Москвой Куйбышев стал запасной столицей государства. По постановлению Государственного Комитета Обороны близ областного центра началось строительство оборонительных рубежей. Они были частью укрепленной линии, которую предполагалось воздвигнуть от Горького до Астрахани, и проходили по территории Ставропольского, Шигонского, Сызранского, Приволжского, Ново-Буянского районов, имея общую длину 450 километров. Для строительства укрепрайонов была создана 4-я саперная армия, штаб которой размещался в Куйбышеве. Командовал армией заместитель наркома внутренних дел С.Н.Круглов. Из четырех бригад, входивших в состав армии, три работали под Куйбышевом.

В строительстве оборонительного рубежа участвовало 22,5 тысячи военнослужащих и более 100 тысяч человек местного населения, в основном народные ополченцы. В их распоряжении было около 100 чрезвычайно дефицитных тогда грузовых машин, 205 тракторов и около 3 тысяч конных подвод. Работы велись до конца января 1942 года. За это время в Куйбышевской области было построено около 900 дотов, дзотов, укрепленных орудийных точек и более 230 километров противотанковых препятствий.

С разгромом фашистских войск под Москвой работы по возведению Куйбышевской оборонительной линии были прекращены. Но опыт ее строительства пригодился. Ополченцы прошли здесь хорошую школу и стали профессиональными саперами. Во время каждой очередной мобилизации в армию забирали в первую очередь добровольцев народного ополчения, как хорошо подготовленных бойцов. Многие из них доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной и дошли до Берлина.

*