Именинники: Демьян, Иван, Кузьма, Яков.

с 14 по 18 — проводятся встречи-сборы Девиц, т.е. Будущих Золотых Половин.

Почитались эти святые на Руси, славились как мастера и покровители семейного очага. В деревнях девушки зазывали так:

«Матушка Кузьма-Демьян, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! Кузьма-Демьян по сеням ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!»

Неспроста девушки обращались к Кузьме-Демьяну, почитали в их чудотворной силе женское начало. Ведь Кузьма и Демьян пособляли бабьим работам, семейному ладу, устройству новобрачных и продолжению рода. Еще весной, собирая яйца, старая бабка высматривала курицу, что «парилась» — клохчела, просилась на яйца. Усаживая курицу, старая бабка говорила: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени!»

Яйцо почиталось издревле, как символ магических сил плодородия. Осенние Кузьминки были разгаром свадеб на Руси, и девушки страстно задумывали на любовь, на то, чтобы святые «сравняли их — поздних — с ранними». Девушки заклинали в это утро о женихах, просили с крыльца: «Кузьма-Демьян, идите жить к нам!»

Назывался этот день еще и курячьи именины.

Наши предки почитали Кура и Курку. В стародавние времена перо почиталось. Никогда баба в подушку не плакала: «Перо слезы пьет». А после, мол, ненароком подоткнешь эту же подушку своему ребенку под голову, то какой там сон-то ему будет? Что смекать — тяжелый сон. Мучительный.

Справляли курячьи именины. Девушки пили сладкий солод. Заедали с утра на голодный желудок круто сваренным яйцом. Чтобы оградить тем самым себя от недомоганий.

Вот приметы на этот день:

Коли Кузьма-Демьян закует, то Михаиле (21 ноября) раскуёт.

Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет.

Не заковать реку без Кузьмы и Демьяна.

Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правят.

"Русская традиция"

*