Только 50% американцев верят, что компании, где они работают, заслуживают их преданности и лояльности. Между тем уменьшение текучки кадров лишь на 5% может увеличить доходы фирм от 25% до 100%. В современной Америке корпорации теряют половину своих наемных сотрудников каждые 4 года, половину своих клиентов за 5 лет и половину своих инвесторов в промежутке одного года.

Исследование, проведенное Фредериком РайнхельдомFrederick Reichheld, гуру корпоративного управления и автором книги «Законы лояльности: Как лидеры сегодняшнего дня строят долгосрочные отношения» Loyalty Rules: How Todays Leaders Build Lasting Relationships, показало, что этой печальной статистики можно было бы избежать, если бы компании старались удерживать своих сотрудников на более длительный срок. Как бы ни были умны и проницательны начальники, успех любого бизнеса все еще зависит от энергии и усилий рядовых сотрудников.

Тенденция к пренебрежению лояльностью наемных работников развилась во второй половине прошлого века. Автоматизация труда рабочих, структурирование и более узкая специализация синих и белых воротничков привели работодателей к мысли, что важно не то, кто именно делает работу сегодня и завтра, а то, чтобы тот, кто ее делает, имел достаточно квалификации и опыта, чтобы выполнить задание.

Этот менталитет способствовал процветанию лозунга «Незаменимых нет!» и привел к резкому понижению преданности наемных работников своим фирмам. Единственным критерием хорошей работы стал размер зарплаты, и люди начали кочевать с одного рабочего места на другое со все возрастающей скоростью.

Несмотря на то, что существуют теории, по которым такие взаимоотношения между работодателями и наемным трудом считаются нормальными в условиях свободной торговли и рыночной экономики, все больше раздается голосов, указываюших на негативные последствия такого положения дел для самих же бизнесов.

По данным опроса организации Gallup, в настоящее время только 26% наемного персонала любой американской компании активно интересуется своей работой и работают с продуктивностью, соответствующей их знаниям и способностям.

Более половины среднего кадрового состава не интересуются тем, что они делают, безразлично обменивая свое время на зарплату.

19% наемных работников среднестатистической фирмы — активные диссиденты, недовольные работой и внутренне сопротивляющиеся руководству.

При таком раскладе улучшение коммерческого успеха компаний, которые проводят специальные программы по внутреннему маркетингу и удерживают кадры, выглядит еще более внушительно. Результаты опроса выявили, например, что фирмы, где число лояльных работников, интересующихся своей работой, выше среднего, имеют клиентов с повышенным уровнем лояльности. Лояльность клиентуры в этом случае на 56% превышает средний уровень, что, в свою очередь, приводит к большим прибылям (на 27% выше средних). Средняя американская фирма, активно решающая проблему текучки кадров, увеличивает производительность труда на 38%.

С текучкой кадров утекают доллары, утверждают американские эксперты по корпоративному менеджменту. В текущее десятилетие будет происходить сдвиг во внутренней политике компаний, направленный на повышение лояльности персонала. Внутренний маркетинг видится одним из путей достижения этой цели. Под ним подразумевается нацеленная на сотрудников деятельность руководства компании, которое старается построить положительный образ работодателя в глазах наемного персонала и занимает позицию заинтересованного в их жизни лица.

С другой стороны, корпорации уже ощутили разрушительное влияние стресса работников на свои доходы и начинают бороться со стрессовыми ситуациями на рабочем месте. Предполагается, это тоже повысит лояльность персонала и уменьшит текучку кадров.

В среднем американский бизнес теряет $200 — 300 млн. в год благодаря стрессу. Это происходит потому, что нервозная обстановка на работе вынуждает людей брать больше выходных дней, отсутствовать по болезни, работать вполсилы, а также способствует созданию несчастных случаев и ЧП.

Американский Национальный институт по безопасности и здоровью на рабочем месте National Institute for Occupational Safety and Health определяет стресс на рабочем месте как вредные физические или эмоциональные возбуждения, которые возникают, когда требования к работе не соответствуют способностям, ресурсам или потребностям работника. Компании, помогающие сотрудникам бороться со стрессом и строящие отношения взаимопонимания и открытости, могут в 14 раз повысить свои прибыли, не говоря уже о более человеческом имидже своих офисов. Средства, потраченные на программы по сокращению стресса, обычно окупаются в течении последующих 6 недель.

30 Января 2004 Washington ProFile

Washington ProFile

*