Статистика неумолима: в России в первые два года совместной жизни бездетными поневоле остаются 18% семейных пар. С годами этот печальный процент растет, среди 35-летних супругов бездетны 40% пар, а среди 40-летних – все 50. На помощь этим людям приходят суррогатные матери и отцы.

В определенный день и час менструального цикла из яичников желающей стать матерью женщины извлекаются яйцеклетки, оплодотворяются в специальном сосуде предварительно извлеченными у мужа сперматозоидами и помещаются в специальный инкубатор. Через 48–50 часов полученные в результате эмбрионы подсаживаются в полость матки. Для подстраховки женщину стимулируют гормональной терапией.

При желании врачи могут активизировать и мужские сперматозоиды (особенно если их природная подвижность невысока) и даже оказать им помощь в проникновении в яйцеклетку, для чего на ее наружной оболочке делается микроскопический надрез. Шанс на зачатие теперь есть даже у тех, в чьей сперме всего лишь один подвижный сперматозоид, который чародеи в белых халатах отлавливают и вводят специально изготовленным инструментом внутрь яйцеклетки. Вот только абсолютного успеха уникальный метод (будь то оплодотворение нормальной спермой или одним-единственным сперматозоидом) не гарантирует. И хотя первой искусственно зачатой девочке уже 22 года (она англичанка), а ее российскому собрату – 14 лет, мировая статистика гласит: лишь в 35–40% в результате ЭКО у женщин наступает долгожданная беременность.

ТАЙНА СУРРОГАТНОГО ПАПЫ

Решивших во что бы то ни стало стать мамами это обстоятельство нисколько не смущает. Иных отчаянных женщин не останавливает даже то, что отцом их будущего ребенка станет абсолютно незнакомый гражданин. Современная медицина, увы, не всесильна. Если в сперме мужа пациентки врачи не обнаружили ни одного подвижного сперматозоида, выбора у такой пары, как правило, два: либо усыновить чужого ребенка, либо родить собственного, прибегнув к услугам донора.

В типовом заявлении пациенты обязуются совместно воспитывать необычно зачатое дитя, хранить тайну его происхождения и не пытаться разузнать личность мужчины, благодаря которому их долгожданный ребенок появился на свет. Впрочем, даже при всем желании им это вряд ли удастся. Тайна донорского отцовства сродни тайне усыновления. Самое большее, что разрешается знать о доноре реципиентам его спермы: рост, вес, национальность, группа крови, форма носа, цвет глаз, волос. Исходя из этих данных пациенты и выбирают будущего претендента на роль суррогатного отца. Отбор возможного кандидата – дело тонкое. Он ни в чем не должен уступать своему бесплодному преемнику. Забору спермы обязательно предшествуют комплексное обследование здоровья, консультации у генетика и психотерапевта. Желательно также, чтобы дублер биологического отца был женат и имел хотя бы одного здорового ребенка.

НЕОБЫЧНЫЙ БАНК

В Америке такие банки есть в каждом штате. С недавних пор они появились и у нас. Это не просто возможность обрести желанного, пусть и не от мужа зачатого ребенка, но и родить собственного, единокровного со своим супругом малыша.

Чтобы качество замороженной спермы (которое, кстати, гораздо выше, чем у свежеизвлеченной) не пострадало, ее охлаждение и последующее размораживание производятся по определенной схеме. Драгоценное содержимое инкубатора в полной целости и сохранности может храниться в течение десяти, а то и более лет. Существует мнение, что в перспективе сдавать на хранение можно будет не только сперму, но и более чувствительные к холоду яйцеклетки и даже сам эмбрион!

Сосуды с жидким азотом уже сейчас могут использоваться не только в качестве камеры хранения донорской спермы, но и как хранилище генетического материала для личного пользования. Подобная услуга предназначена для тех, чья работа связана с риском для жизни, кто часто ездит в горячие точки, а также для тех, кто хочет застраховаться на тот случай, если в будущем способность к продолжению рода по той или иной причине им будет утрачена.

ХОЧУ МАЛЬЧИКА… ЗДОРОВОГО!

Теперь можно до наступления беременности проверить эмбриончик на наличие наследственных заболеваний и даже выбрать пол будущего малыша. Не верите? Рассказывает Николай Туровец, генетик и эмбриолог центра по лечению бесплодия и экстракорпоральному оплодотворению клиники ОАО «Медицина», кандидат биологических наук: «Метод экстракорпорального оплодотворения в совокупности с предымплантационной диагностикой (генетическим исследованием эмбриона до его переноса в полость матки) позволяет не только исключить у будущего ребенка ряд наиболее часто встречающихся генетических аномалий, но даже выбрать пол будущего ребенка. Предымплантационная диагностика используется уже десять лет ведущими мировыми клиниками, занимающимися женским и мужским репродуктивным здоровьем. На сегодняшний день число детей, рожденных в мире в результате проведения программы «Дети из пробирки» совместно с предымплантационной диагностикой, исчисляется сотнями».

НАОМИ КЭМПБЕЛЛ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ

А что же пациентки? Они надеются, шаг за шагом проходя все этапы сложного пути. Случается, что и самой женщине требуется донор. К моменту оплодотворения в организме у будущей мамы должно выработаться определенное количество созревших яйцеклеток. Если этого не происходит, если у нее серьезное гормональное нарушение, используют (опять же с согласия всех сторон) яйцеклетки другой, здоровой женщины.

Для врачей такие случаи самые сложные. Сделать удачную подсадку такой пациентке – полдела. Чтобы необычная беременность нормально развивалась, необходимо ее поддерживать строго контролируемыми дозами гормональных лекарств. Для большей вероятности успеха после оплодотворения из инкубатора в матку пациентки переносится до 4–8 эмбрионов. Хотя бы один да приживется. Бывает, приживаются все четыре. Но желающих стать матерями-героинями немного. Обычно женщины решаются на двойню. Реже – на троих. Говорят, недовольных пока не было.

Чего не скажешь о привередливых иностранцах. Став пионерами непорочного зачатия, сотрудники европейских и американских клиник столкнулись с множеством самых необычных проблем. Сыр-бор разгорелся не так давно вокруг замороженных яйцеклеток супермодели Наоми Кэмпбелл и прочих знаменитостей, воспользоваться которыми за бешеные деньги предлагают в одном из американских банков спермы. Прогресс прогрессом, но это уже слишком, решили тамошние борцы за человеческие права. В сражении за соблюдение медицинской этики возмущенная американская общественность намерена идти до конца.

Татьяна ПАВЛОВА

«Новые Известия»

«Новые Известия»

***