2 ноября в Самарской Губернской Думе прошло заседание рабочей группы комитета по промышленности, строительству, ТЭК, транспорту, связи и торговле по проекту закона Самарской области «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Самарской области», принятому в первом чтении.

По информации, предоставленной главным управлением ЖКХ Самарской области, разработка данного законопроекта осуществлялась в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг» и во исполнение Закона Самарской области «О жилище».

Он определяет перечень, величину региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и порядок их применения на территории Самарской области.

Региональные стандарты оплаты жилищно-коммунальных услуг устанавливаются в целях социальной защиты граждан при оплате жилья и коммунальных услуг, осуществления экономически обоснованной ценовой политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Самарской области, а также для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из областного бюджета местным бюджетам в межбюджетных отношениях.

В соответствии с представленным законопроектом с 2005 года на территории Самарской области будут действовать следующие региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг: 1) стандарт социальной нормы площади жилья; 2) стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг; 3) стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги; 4) стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц; 5) стандарт обеспеченности жилищным фондом.

Региональный стандарт социальной нормы площади жилья устанавливается в соответствии с Законом Самарской области «О жилище» (18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек; 33 кв. м – на одиноко проживающего человека, 42 кв. м – на семью из двух человек, 12 кв. м жилой площади на одного человека, проживающего в общежитии).

Региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг устанавливается на уровне федерального стандарта — 22 %.

Региональный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги устанавливается в 2005 году в размере 90 процентов, с 2006 года – 100 процентов.

В связи с ростом цен на энергоносители и влиянием инфляционных процессов размер отдельных региональных стандартов (стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв.м общей площади, обеспеченности жилищным фондом в расчете на одного проживающего) ежегодно меняется и устанавливать величину указанных стандартов законом Самарской области нецелесообразно. Исходя из этого, предлагается передать право устанавливать данные стандарты Правительству Самарской области.

На законопроект поступил ряд замечаний правового управления Губернской Думы. Так, члены рабочей группы согласились с мнением юристов областного законодательного собрания о целесообразности исключения из текста законопроекта нормы, касающейся «стандарта обеспеченности жилищным фондом», в связи с тем, что на сегодняшний день данный стандарт не утвержден на федеральном уровне, а назначение регионального стандарта в законе не определено.

Жаркую дискуссию вызвало предложение, высказанное представителем администрации г.Самары, согласно которому следует ввести дифференцированный подход при установлении максимально допустимых долей собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. В частности, рекомендуется определить следующие размеры максимальных долей: 10% — для граждан, чей доход ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи; 15% — для граждан, чей доход до 20% превышает прожиточный минимум на каждого члена семьи; 22% — для граждан, чей доход превышает прожиточный минимум более чем на 20% на каждого члена семьи.

Однако, с этим предложением не согласилось главное управление ЖКХ Самарской области, аргументируя свой протест тем, что подобное нововведение повлечет за собой увеличение дополнительных расходов из бюджета области почти на миллиард рублей. Кроме того, отход от федерального стандарта (22%) не позволит Самарской области в дальнейшем принимать участие в таких социально значимых федеральных программах, как «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», «Обеспечение населения питьевой водой» и т.д.

Члены рабочей группы сошлись во мнении о необходимости проработки данного вопроса. Работа над законопроектом «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Самарской области» будет продолжена на ближайшем заседании профильного комитета Думы, сообщает пресс-служба Самарской губернской думы.

*