В субботу в поселке Московский состоялся учредительный съезд новой демократической партии «Наш выбор», которую возглавила экс-лидер СПС Ирина Хакамада. Мероприятие посетили ее давние знакомцы – сопредседатель Комитета-2008 Борис Немцов, зампред «Яблока» Сергей Иваненко, член федерального политсовета СПС Борис Надеждин, секретарь федерального политсовета СПС Леонид Гозман и бывший гендиректор НТВ Евгений Киселев.

Эспээсовцы нашли документы новой организации почти идентичными их программе, а сама Хакамада назвала курс партии «либерализмом с человеческим лицом», поставив перед соратниками задачу превратить Россию в «государство свободы и социальной справедливости».

Задуманная как «Свободная Россия» партия обрела другое имя по воле Минюста, в июле зарегистрировавшего под этим названием Российскую сетевую партию. Новый лейбл до последнего держался в секрете, а чтобы исключить подобные происшествия, в устав «Нашего выбора» внесли пункт о том, что политсовет имеет право изменить название партии.

Всего на съезд приехали 147 делегатов из 52 регионов (вместо 176 и 56 соответственно) – все потому, что ячейки находятся на самофинансировании. Отсутствие спонсоров Хакамада объяснила тем, что «все боятся оказаться в тюрьме». Сторонников искали в регионах во время президентской кампании и через интернет. Среди делегатов преобладали экс-«яблочники», случались и бывшие эспээсовцы. В федеральный политсовет вошли 12 человек, мало известных широкой общественности. В партию уже успели вступить около 12 тысяч сторонников.

Съезд продолжался до самого вечера довольно вяло, хотя и без осложнений. В течение двадцати минут Хакамада объясняла причины размежевания и каялась в либеральном грехе презрения к народу. По ее словам, «Наш выбор» будет отличаться тем, что партийцы 90% времени начнут тратить на разговоры с людьми, а не между собой. Общение с левыми в предсъездовский период не прошло даром для лидера новой партии: из ее уст звучала непривычная для либералов социально-ориентированная риторика о положении пенсионеров и «пропадающей в коррупционных подвалах» ренте. Как известно, вопрос о ренте – любимый конек Сергея Глазьева, который собирался приехать, но в последний момент все же не решился.

Борис Немцов был, как обычно, весел. «Если кто-то думает, что она одна пойдет на выборы, это грубое заблуждение», – заверил Немцов и подарил Хакамаде «ностальгическую майку» с надписью «СПС – Ты прав!». Другой эспээсовец Борис Надеждин выразил надежду на объединение: «поодиночке нас уничтожат». Сравнив программы «Нашего выбора» и СПС, он нашел одно стилистическое отличие – «отпечаток личности Хакамады». Но предложение взимать приватизационный налог с крупных компаний в свете «дела ЮКОСа» либерал одобрить никак не мог.

Оживил мероприятие идеолог СПС Леонид Гозман. В перерыве в холле разгорелась заочная полемика между ним и «яблочником» Иваненко. Гозман не уставал заклинать: СПС под красными знаменами никогда стоять не будет. Кстати, именно Гозман обнаружил, что представленный «Нашим выбором» в качестве программы «Манифест свободного человека» повторяет принятый три года назад СПС «Российский либеральный манифест». Хакамада явно не ждала обвинений в плагиате. «Мы вам его дарим, у нас претензий нет», – иронически улыбнулся Гозман. Позже пресс-секретарь Хакамады Константин Лазарев сверил документы и с облегчением обнаружил, что они действительно сильно совпадают – но лишь по духу, а не по букве.

В заключение Хакамада поделилась перспективами развития демократического фронта. По ее мнению, досрочные выборы парламента могут стать поводом к объединению оппозиции на площадке «Яблока», СПС или «Нашего выбора». Если же выборы пройдут в 2007 г. и демократы пойдут на них двумя колоннами, она в них участвовать не будет – бесполезно.

Кира Латухина

Независимая Газета

# 238 (3351) 1 ноября 2004 г.

Независимая Газета

*