Именинники: Иван.

Путь груден — коню запряженному труден. И потому давали конюхи 1 ноября коням роздых. К этому времени отмечали в деревне прилет зимних птиц. Северные кочевники — снегири, поползни, свиристели — к избам прилетели. И был обычай в этот день особенно привечать сороку. Рассыпали конюхи овес, упряжь конскую тут же раскладывали. Прилетает сорока, стрекочет, по-хозяйски оглядывает упряжь.

Было поверье, что баламутит на 1 ноября конюшенный домовой. Гривы по ночам заплетает у коней. Покой старых кобыл рушит. Гордых жеребцов взвиться на дыбы принуждает. А тут сорока-белобока, болтунья, хлопотунья! Она-то и доводит домового. Сердит поначалу. И уж когда он понимает — не избавиться от стрекота, черно-белого мельтешения, хлопает домовой по ноше соломенной: «Эх ты, какая досада!» Ему бы хоть какого коня из конюшни вывести, да по сырым вздольям, по беспутице покататься. Неспроста говорят: «Знать сороку по язычку!»

Сорока кого угодно из себя выведет. Домовой в ясли забивается. Рассердился. Но конюхи ведают: негоже оставлять домового, что конюшню стережет от всякого беsа и нечисти, без подношения. Приносят конюхи в горшках домовому каши. Да чтоб была та каша медом сдобрена. Уж больно охоч домовой до сладкой еды. Садятся конюхи тут же. Разламывыют хлебный каравай: мол, выходи, батюшка-домовой, без тебя и кусок-то не естся! И каша-то не хлебается! Оставят домовому кусок хлеба ржаного на соломе, ложкой деревянной каши почерпнут. Деревянной надобно отчерпнуть непременно. Следит домовой, как мы почитаем обычаи старины. Как храним заветы предков своих.

"Русская Традиция"

*