Партнером французской компании Messier-Dowty, выигравшей тендер на поставку шасси для программы «Российский региональный самолет», может стать самарский завод «Авиаагрегат», хотя ранее предполагалось, что им будет нижегородский «Гидромаш». Участие в проекте сулит российскому поставщику заказ более чем на $100 млн.

Программа «Российский региональный самолет» (RRJ) реализуется ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» совместно с компанией Boeing. Она рассчитана на выпуск 865 самолетов на 60, 75 и 95 мест с 2007 по 2022 г. Объем продаж самолетов по программе RRJ оценивается более чем в $12 млрд.

В России два крупных производителя авиационных шасси — самарский «Авиаагрегат» и нижегородский «Гидромаш».

«Авиаагрегат» основан в 1936 г. , производит шасси для авиапрома, гидроцилиндры для наземной техники, комплектующие для автопрома. Годовой объем производства предприятия, по неподтвержденной информации, — более 1 млрд руб. , на шасси приходится более 50% от общего объема.

Как сообщил источник на «Авиаагрегате», две недели назад руководство предприятия провело переговоры с вице-президентом компании Messier-Dowty Колином Фернье, который заявил о намерениях сотрудничать с «Авиаагрегатом» по поставкам шасси для программы RRJ. Он отметил, что основным аргументом в пользу «Авиаагрегата» стала большая прозрачность этого предприятия по сравнению с «Гидромашем». По словам источника, в этом случае нижегородский завод «Гидромаш», который первоначально значился партнером Messier-Dowty по программе RRJ, может потерять крупный заказ.

Главный конструктор «Авиаагрегата» Михаил Козлов информацию о предложении Колина Фернье не опроверг, но от дальнейших комментариев по визиту руководства Messier-Dowty на завод воздержался.

Не захотели официально комментировать переговоры и другие их участники — Messier-Dowty и «Гидромаш».

На условиях анонимности сотрудник «Гидромаша» сообщил, что в компании знают о переговорах Messier-Dowty с самарским «Авиаагрегатом». По словам источника, Messier-Dowty обращался к «Гидромашу» с вопросом о возможности партнерства по проекту RRJ еще до объявления тендера на поставку шасси, прошедшего осенью 2003 г. «Французы изначально работали по этой программе с нами», — сказал источник.

«В сентябре в СМИ со ссылкой на пресс-релиз «Гражданских самолетов Сухого» были оглашены итоги тендера на поставку комплектующих, где в списках победителей была обозначена компания Messier-Dowty в партнерстве с нижегородским «Гидромашем», — рассказал Козлов. — Но официального подтверждения этой информации у меня нет».

Однако в пресс-релизе от 23 января 2004 г. , распространенном пресс-службой «Гражданских самолетов Сухого», в списке победителей тендера значилась компания Messier-Dowty в партнерстве с «Авиаагрегатом». Вчера сотрудник пресс-службы сообщил, что в качестве партнеров Messier-Dowty рассматривается и «Гидромаш».

Светлана Иссаева, коммерческий директор «Гражданских самолетов Сухого», подчеркнула, что тендер на поставку шасси для RRJ выиграла именно компания Messier-Dowty и теперь она предполагает привлечь российского партнера. «Мы рекомендовали Messier-Dowty сотрудничать с «Гидромашем» или «Авиаагрегатом», — рассказывает Иссаева, — а они должны сделать выбор по результатам аудита этих предприятий».

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отметил, что замена поставщиков в рамках международных авиапроектов является распространенной практикой в авиапроме и, как правило, связана с пожеланиями зарубежных партнеров.

Сумму заказа, а также стоимость комплекта шасси ни на «Авиаагрегате», ни в компании «Гражданские самолеты Сухого» не назвали, сославшись на коммерческую тайну. По неподтвержденной информации, один комплект шасси стоит от 2% до 5% от цены самолета, или несколько сотен тысяч долларов. Как сообщил источник в компании «Гражданские самолеты Сухого», доля российского партнера Messier-Dowty в производстве шасси должна составить около 50%.

Глеб Столяров

Ведомости — Поволжье

29 января 2004

Ведомости

*