В середине сентября прошлого года мы уже писали о наметившемся переделе тольяттинского рынка масс-медиа. Инспирированная руководством самарского холдинга «Медиа-Самара» смена руководства в старейшей городской газете «Площадь Свободы» вкупе с заявлением его генерального директора Дмитрия Сурьянинова: «Тольятти производит газетный мусор» — вызвало ряд существенных изменений на рынке печатных СМИ.

Хотя выносить на общество внутренние, «цеховые» дела вроде бы и не совсем корректно, но рынок СМИ — такой же рынок, как и другие. Есть объемы продаж газетных и журнальных площадей, эфирного времени. Есть спрос и предложение на рынке кадров. И все в совокупности позволяет предположить, что изменения на рынке масс-медиа могут быть интересны не только редакторам, издателям, журналистам, но и тольяттинским бизнесменам и политикам.

«Площадь Свободы» раздвоилась

«Бархатная революция», случившаяся в старейшем городском издании в сентябре, привела к странному парадоксу: вместо одной «Площади Свободы» в городе их стало две. Вскоре после смены руководства стены редакции покинули практически все сотрудники, начиная от журналистов и заканчивая бухгалтерией. Экс-главный редактор «ПС» Евгений Бакланов возглавил «Газету Тольятти», а его бывший зам Сергей Русов — издание «Вольный город Тольятти». Туда же за редким исключением направили свои стопы и бывшие сотрудники редакции. Таким образом, получилось, что привычную для горожан «Площадку» стало возможным наблюдать в двух ипостасях. Направленность материалов и их подача в двух новых газетах сохранились, как в «ПС».

Заметного влияния на рекламном рынке ни одна из новообразованных газет пока не приобрела — «время жизни» их невелико.

«Тольяттинское обозрение» клонировали

Замена на посту главного редактора «Площади Свободы» Евгения Бакланова на Павла Каледина не могла не отразиться на содержательной части газеты. Тем более что вскоре ряд журналистов «ТО» перешли на работу в «ПС». Изменения не накапливались постепенно, они хлынули лавиной. Изменились и информационный стиль «Площади Свободы» (она стала более агрессивной, напоминая, скорее, «ТО» образца 1997-1998 гг.), и направленность публикаций.

Что касается бизнес-успехов, то мы не располагаем достоверными данными, удалось ли Евгении Бычковой, сменившей на посту директора издательского дома «Тольятти-пресс» Владимира Иващенко, наладить работу газеты так, как этого требовала финансовая служба самарского холдинга. Насколько нам известно, произошло изменение схемы работы: многочисленные ЧП, через которые раньше шла реклама в «Площадь Свободы», получили «от ворот поворот». Удалось ли привлечь новых рекламодателей и вернуть старых, неизвестно.

Что касается непосредственно «Тольяттинского обозрения», то пережить два удара подряд — убийство главного редактора и исход части журналистов — изданию удалось с большим трудом. Молодое поколение, только осваивающее профессию, имеет больше энтузиазма, чем опыта. Учитывая специфику «ТО» — а за семь лет существования газеты читатели привыкли к тому, что основной ее конек — журналистские расследования, оставшейся «старой гвардии» приходится очень непросто. Высокий стандарт, заданный первым главным редактором Валерием Ивановым, обязывает сотрудников ему соответствовать.

Насколько нам известно, все редакционные изменения не слишком сильно отразились на той части рекламного «пирога», который освоен «ТО», и финансовое положение издания достаточно стабильно.

Новые старые игроки

Заметным явлением прошлого года стало появление еженедельника «Хронограф», получившего на прошедшем 17 января балу прессы премию в номинации «Проект года». Новым старым игроком рынка печатных СМИ газета названа нами не случайно: к раскрутке проекта приложили руки и головы Валерий Шемякин и Андрей Мелентьев, достаточно хорошо известные в городе. Александр Гремин — ведущий журналист издания, прошел школу «Тольяттинского обозрения», где также был весьма заметен. Примечательно, что за небольшой срок существования «Хронографа» состав редакции менялся достаточно часто. В разное время там работали Алексей Миронов, Павел Каледин и ряд других известных журналистов.

Как информационный ресурс, издание, безусловно, состоялось. Свидетельством этому служат, хотя бы судебные разбирательства, в которые оказалась втянута газета во время выборов в Госдуму. Что касается заметного влияния на рекламный рынок, то, на наш взгляд, говорить об этом пока рано, несмотря на достаточно агрессивную маркетинговую политику.

Новые новые игроки

Слухи о том, что холдинг г-на Аветисяна собирается открывать в Тольятти еженедельник, циркулировали в журналистской среде достаточно давно. Конкретное решение — будет ли это принципиально новое издание или приложение к существующей «Площади Свободы». Осенью прошлого года слухи приняли более реальное воплощение: Дмитрий Сурьянинов провел переговоры с несколькими тольяттинскими журналистами на предмет их работы в новом издании. А теперь, в конце января, уже обозначены конкретные сроки выхода первого номера еженедельника «Постскриптум» — именно так будет называться тольяттинское детище самарского медиа-холдинга.

По нашей информации, газета должна увидеть свет 9 февраля (крайним сроком называлась дата 16 февраля). Курировать раскрутку проекта приезжает лично Дмитрий Сурьянинов, захватив с собой из Самары журналистов «Самарского обозрения» — Папилкина и Бегуна. Поскольку о смене места работы тольяттинских журналистов ничего не слышно, можно предположить, что переговоры, которые велись с тольяттинцами, ни к чему не привели. Единственная кадровая перестановка последнего времени — Андрей Волостных, работавший заместителем главного редактора «Площади Свободы» и переведенный руководством холдинга на реализацию нового проекта.

Согласно полученной нами информации, настроены самарцы весьма серьезно: годовые инвестиции в новое издание составят 2,5-3 млн. рублей при весьма щадящих сроках выхода на самоокупаемость — 2 года. Столь значительная финансовая подпитка со стороны холдинга говорит о том, что тольяттинский информационный и рекламный рынок весьма притягателен для Самары.

Разброд и шатание

В части печатных средств массовой информации, а конкретнее газет, в Тольятти сложилась не совсем удачная ситуация. Неудачна она тем, что рекламодатель потерял привычные ориентиры. Если раньше все было более-менее определено и распределено: есть «Презент» для объявлений и поиска конкретного товара, есть «Миллион», в котором можно искать объявления о недвижимости, нейтрально-спокойная «Площадь Свободы», резкое и всегда стоящее в оппозиции к власти «Тольяттинское обозрение», «Понедельник», востребованный определенным кругом читателей, которым интересны новости экономики и бизнеса в нашем изложении. Теперь все изменилось — разброд и шатание.

Какие бы аргументы ни приводились, в любом бизнесе очень многое зависит от людей, которые этим бизнесом занимаются, а в средствах массовой информации это особенно заметно. Переход журналистов — как печатных СМИ, так и телевидения — из одной организации в другую не может не влиять на СМИ, непременно что-то меняется.

Появление нового издания, телеканала, радиостанции, безусловно, сопровождается какими-то изменениями на информационном и рекламном рынках. И позиция «новорожденных» зависит, по объективным причинам, не только от маркетинговой позиции издателей/вещателей, но и от временного фактора. Читатели (зрители) должны привыкнуть к новой газете (телеканалу), рекламодателей нужно убедить в своей эффективности.

Тольятти всегда обладал некой «самостью» в отношении газет и телевидения. Видимо, менталитет жителей автомобильной столицы накладывал свой отпечаток. Но рынок информации и рекламы в нашем городе всегда считался лакомым кусочком, что вызывало у бизнесменов из других городов желание отщипнуть кусок пирога. Нынешнее неструктурированное состояние рынка может получить два пути развития: с одной стороны, появление конкурентов может заставить существующие издания и телеканалы активизироваться и бороться за свою долю рынка, с другой — при отсутствии изменений тольяттинский медиа-рынок могут оккупировать «варяги», которые будут проводить свою информационную и рекламную политику в городе.

Риски и возможности

Сложившаяся ситуация, как и любая другая, таит в себе риски и возможности. К рискам можно отнести потерю влияния и доли рекламного рынка некоторыми тольяттинскими СМИ с усилением влияния появившихся на рынке «пришельцев». Влияния как политического, так и экономического. К возможностям стоит причислить расширение рекламного рынка. При известной доле активности и настойчивости тольяттинские СМИ смогут сохранить свои финансовые позиции за счет расширения рекламного рынка. Нечто подобное — речь идет о расширении — произошло на рынке телевизионной рекламы с появлением нового игрока — РА «Время».

Резюмируя все вышесказанное, можно подвести итог: экстенсивный рост тольяттинского медиа-рынка закончился, на рынке появляются новые игроки, обостряется конкуренция. Победитель определится со временем…

Волга.Ru

Шатунов Дмитрий 28.01.2004

Самарская обл.

СМИ-НН