Россия занимает первое место в мире по минерально-ресурсному потенциалу, утверждают канадские эксперты. Однако должным образом управляться со своим природным богатством пока не научилась: российская государственная политика в горнодобывающей отрасли оказалась в хвосте мирового рейтинга.

Freiser Institute, независимая организация, ведущая исследования в области экономики и социологии, ежегодно с 1997 года проводит исследования состояния мировой горнодобывающей отрасли и составляет рейтинги по различным номинациям. Они публикуются в «Ежегодном обзоре горнодобывающих компаний» (Annual Survey of Mining Companies). В ходе исследования, проведенного в 2003 – 2004 годах, были опрошены тысячи руководителей горнодобывающих компаний по всему миру.

России в этом сырьевом конкурсе удалось занять первое место только в одной номинации – она признана страной с самым высоким минерально-ресурсным потенциалом.

Следом за Россией в первой десятке стран и территорий с наиболее высоким минерально-ресурсным потенциалом идут штат Западная Австралия, Перу, Чили, штат Невада (США), Индонезия, канадские провинции Квебек и Онтарио, штат Северные Территории (Австралия), а также Бразилия.

Однако России пока не очень удается эффективно использовать это свое преимущество.

В рейтинге стран и территорий, наиболее привлекательных с точки зрения инвестирования в горнодобывающую отрасль, Россия заняла 9-е место. А в рейтинге стран и территорий с наилучшей государственной политикой в горнодобывающей отрасли – только 40-е. Первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности горнодобывающей отрасли заняла Чили, за ней следуют Невада, Западная Австралия, Квебек, Бразилия, Перу, Онтарио, Северные Территории (Австралия). Замыкает эту десятку Мексика.

Лучшую государственную политику в этой сфере проводят Невада, Чили, Южная Австралия, Тасмания, Новый Южный Уэльс (Австралия), канадская провинция Манитоба, штат Куинслэнд (Австралия), канадская провинция Саскачеван и Бразилия.

Такая низкая оценка обидна: минерально-сырьевой комплекс остается основой всей российской экономики. Диверсификация экономики в сторону увеличения доли производств с высокой добавленной стоимостью пока остается журавлем в небе, а сырьевой экспорт – синицей в руках.

Это, хоть и сожалением, признают и в российском правительстве, и в профильном ведомстве – Министерстве природных ресурсов РФ.

«При всем уважении к высоким технологиям и наукоемким производствам именно в этой (сырьевой) сфере лежат сегодня главные условия обеспечения структурной перестройки и модернизации экономики, ускоренного роста ВВП и повышения благосостояния населения», – заявил министр природных ресурсов Виталий Артюхов на Всероссийском съезде геологов.

Факты говорят сами за себя: за счет доходов от использования минерально-сырьевой базы формируется более 40% федерального бюджета; тот же источник дает до 80% всех валютных поступлений. Суммарные поступления от использования минерально-сырьевой базы в бюджетную систему страны составили в 2003 году около $10 млрд.

Заместитель председателя комитета Совета федерации по природным ресурсам Виктор Орлов в интервью «Газете.Ru» отметил, что Россия по природным богатствам занимает первое место в мире только в суммарном, цифровом выражении. Если же оценить это богатство на душу населения (в Саудовской Аравии оно, например, сразу при рождении дает лицевой счет в несколько десятков тысяч долларов), Россия едва ли войдет в первую десятку среди стран мира, подчеркнул сенатор.

По мнению Орлова, недостаточная инвестиционная привлекательность российской горнодобывающей отрасли – «это вопрос непроработанности налогово-инвестиционного законодательства». Капиталу, как зарубежному, так и национальному, неуютно в стране.

А основным негативным фактором, считает сенатор Орлов, остаются даже не плохие законы, а частая смена правил игры: налоговое законодательство меняется практически каждый год. Причем не всегда в лучшую сторону, а «по синусоиде».

Но господин Орлов не согласен с тем, что политику российского руководства поместили аж на 40-е место. «У нас в последние годы стали появляться отчетливые элементы государственной политики в отношении и энергетики и использования недр. Принципиальный подход определен», – сказал Виктор Орлов.

Весь вопрос только в том, положительно ли скажется внимание государства к недрам и коммерческим недропользователям на ситуации в добывающей отрасли. До сих пор нельзя было сказать, что государственное вмешательство приводило к хорошим результатам.

Газета.ru

*