13-летний Саша Чернов, убивший супругов Оденецких вместе со своими более взрослыми приятелями Эдибеком и Марзабеком Шаймухамбетовыми, засунул трупы в багажник «пятерки». Крышка никак не хотела закрываться, и, чтобы окровавленные тела не увидел кто-нибудь из посторонних, багажник обвязали ремнем безопасности.

Уголовное дело о таком зверском преступлении заслушивалось на днях в самарском областном суде.

Жители села Хорошенькое Красноярского района 19-летний Марзабек и 20-летний Эдибек по национальности казахи. Оба ранее уже судимы: один совершил кражу, другой — грабеж. Саша Чернов тоже уже несколько лет проживал с матерью в Хорошеньком. Отец покинул семью, когда мальчик был еще маленьким, а мать, родившая сына в 17 лет, с воспитанием Саши не справлялась. Чтобы вытащить Александра из плохой компании, женщина была вынуждена переехать из г. Новокуйбышевска в Хорошенькое, где у Саши жил дедушка. Купив в селе дом, семья, забрав к себе деда-инвалида, перебралась в новое жилище.

«Промышлять» Саша начал, еще живя в Новокуйбышевске. На учет в милицию мальчика поставили, когда ему было всего 10 лет. А вскоре Чернов отправился жить и учиться в спецшколу г. Октябрьска, куда малолетнего преступника определили после совершения им грабежа.

Эдибек и Марзабек, признавшие на суде свою вину лишь частично, отказались согласиться с обвинением не только в том, что они убили Оденецких умышленно, но и в вовлечении в совершение преступления несовершеннолетнего Саши. Братья говорят, что, если бы не Чернов, то никакого преступления бы и не было. Саша же, напротив, утверждает, что ему предложили взять вину на себя, так как на момент совершения убийства он еще не достиг 14-летнего возраста, а значит, по закону не может нести ответственность за уголовное преступление.

Удивительно, но о совершенных им и его друзьями жутких вещах 14-летний мальчик рассказывает совершенно спокойно. Эта манера повествования поразила оперативника Куанишева, участвовавшего 17 февраля в задержании троицы преступников в селе Черновка Сергиевского района и бравшего у Чернова в РОВД «явку с повинной». «Меня тогда поразило, — вспоминает Куанишев, — что этот мальчик обо всех обстоятельствах зверского убийства рассказывает почти с удовольствием и смакованием».

В связи с этим, во время процесса в суде у матери Чернова поинтересовались, откуда, по ее мнению, у Саши явные преступные наклонности? Что это: болезнь, дурное влияние среды или гены? Гражданка Ефанова сказала, что на ее сына очень плохо влиял Марзабек. «Как только мы переехали в Хорошенькое, Саша сразу же подружился с Эдибеком, — рассказывала на суде мать Чернова. – И все было хорошо, пока мой сын не познакомился с Марзабеком. Как только Марзабек стал у нас гостить, в доме начали пропадать вещи: сначала магнитофон, потом машинка для стрижки волос, часы… Марзабек часто ночевал у нас, жалуясь на буянившего дома пьяного отца. Он был в нашем доме и в ночь перед убийством Оденецких…» Несмотря на утверждения Ефановой о том, что до знакомства с Марзабеком у них в семье было все нормально, верить в это не получается. Ведь Саша начал совершать преступления еще в Новокуйбышевске. Кстати, в этом городе «трудного подростка» до сих пор хорошо помнят в Комитете по делам семьи, материнства и детства. И воспоминания эти, мягко говоря, не их приятных. Те, кто читал Сашину характеристику, говорят, что волосы при этом начинают подниматься дыбом: это не ребенок, а прямо настоящий дьяволенок.

Еще, будучи школьником младших классов, Саша регулярно на несколько дней пропадал из дома. Тогда его мать все объясняла тем, что ребенок попал в плохую компанию. Но и приехав в Хорошенькое, Саша почему-то снова обзавелся плохими товарищами. Подросток опять на 2-3 дня стал уходить из дома, а иногда мать не видела сына по целой неделе.

По словам Чернова, с супругами Галиной и Павлом Оденецкими он познакомился в январе 2004 года, на дне рождения у подружки Ани. «Мы тогда у них кое-что взяли, но потом отдали, — говорит Саша. – Но Паша был убежден, что мы украли у него 15000 рублей». По этой ли причине, или по какой другой 30 января в дом Саши ворвались муж и жена Оденецкие и устроили скандал. «Павел кричал: вот, мол, нарожали уродов! — вспоминает мать Чернова. – Угрожал нам. Ножом-«выкидухой» порезал дедушке-инвалиду бровь. Моего сына в это время дома не было».

Раньше Павел Оденецкий отсидел за убийство. Освободившись из заключения, целыми днями вдвоем с супругой распивал спиртное. По мнению Сашиной матери, расправившись с Оденецкими, мальчик таким образом отомстил за измывательство над своим дедом. Однако, скорее всего, мотив зверского преступления был вовсе не таким благородным, как кажется Ефановой.

Сам Саша говорит, что убить Оденецких он с друзьями задумал еще в январе: «Мы с Эдибеком даже ходили к ним смотреть обстановку». Во время допроса 18 февраля 2004 года в присутствии матери и социального педагога из Октябрьской спецшколы Чернов рассказал, что 16 февраля они с Марзабеком «стали думать, где бы раздобыть денег». 13-летний Саша, как и его старшие приятели, любил выпить, а денег на это удовольствие всегда не хватало. После довольно долгих размышлений Марзабек решил взять у себя дома дрель и попытаться ее кому-нибудь продать. Когда парни ходили по селу в поисках покупателя инструмента, они увидели, как Оденецкий пытается столкнуть с места свою застрявшую в снегу зеленую «пятерку». Марзабек с Сашей помогли Павлу. А он в знак благодарности посадил парней в машину и стал возить по селу, пытаясь помочь пристроить дрель. Однако почему-то инструмент в этот день был никому не нужен, и Марзабеку с Сашей «заработать» на дрели так и не удалось. Попрощавшись с Пашей, они пошли в дом к Эдибеку. Этим же вечером парни решили осуществить свой давний план: ограбить и убить Оденецких.

Сначала Марзабек был против убийства. Он предлагал просто связать супругов и обворовать их. Но Эдибек, резонно заявив: «На фиг нам лишнее палево», сказал, что Галю и Пашу надо непременно убить. Как раз для этого на кухне у Эдибека нашелся подходящий 20-сантиметровый самодельный нож.

Перед тем, как идти к Оденецким, парни зашли в магазин и купили там бутылку водки и шампанское «Золотая Русь». Убийцы решили сначала напоить супругов, чтобы с ними было легче справиться. Они знали, что от дармовой выпивки Паша и Галя никогда не откажутся. Когда Марзабек, Эдибек и Саша заявились к Оденецким, дверь им открыл Павел. Его жена, уже едва державшаяся на ногах, сначала вознамерилась выгнать не прошеных гостей, но потом, увидев принесенное ими спиртное, передумала. Несмотря на то, что Галина уже была «пьяной в стельку», она присоединилась к компании и тоже уселась за стол. Выпив шампанского, женщина почувствовала, что ей на сегодня явно достаточно, и пошла спать.

Когда бутылка с шампанским опустела, Саша взял ее за горлышко, встал и, неожиданно подпрыгнув, резко ударил Пашу по голове. «Я думал, он сразу вырубится, — вспоминал Чернов в зале суда, — а Оденецкий встал и пошел на меня. У него, как заело: «За что? За что? За что?»». Саша испугался и выбежал из кухни в сени. Там за дверью стоял глушитель. Когда Павел стал выходить, Чернов ударил его им, но из-за своего маленького роста промахнулся и попал не по голове, а по руке. Понимая, что Оденецкий этого так не оставит, подросток выскочил во двор. Разъяренный мужчина преследовал мальчишку.

Чтобы помочь Саше, Эдибек пнул Павла ногой в спину. Когда тот упал, Саша нашел черенок от лопаты и стал изо всей силы бить им Пашу по голове. Эдибек, в свою очередь, вытащил палку из штакетника и лупил ею Оденецкого до тех пор, пока палка не сломалась. Для завершения расправы Марзабек дал Эдибеку нож, который все это время находился у него в рукаве и ждал походящего случая, и Эдибек нанес Павлу несколько ударов в бок.

Убив Оденецкого, преступники вернулись в дом, чтобы покончить и с его женой Галиной. Женщина спала, поэтому расправиться с ней не составило никакого труда.

Эдибек взял женщину за руки, а Марзабек ударил ее ножом в живот и грудь. Потом «для верности» Галину стащили с кровати на пол, и все втроем попрыгали по ее телу ногами: надо было убедиться, что женщина действительно мертва.

После обыска дома добычей убийц стали 1 300 рублей, бензопила, сильно «бэушные» телевизор и магнитофон да пачка сигарет. Сложив все награбленное на заднее сиденье Пашиной «пятерки», преступники трупы хозяев дома, как могли, запихнули в багажник. Чтобы его крышка захлопнулась, а мертвые тела не было видно, багажник обмотали выдернутым из салона ремнем безопасности.

Эдибек предложил сжечь трупы Оденецких в сене. Но добраться в это место преступникам было не суждено: машина забуксовала, и пришлось искать другой вариант. Выехав из Хорошенького и увидев большую трубу, парни уж было собрались засунуть мертвецов туда, но труба оказалась занесенной снегом. В итоге трупы привезли к мосту у села Каменка, положили их на землю и забросали снегом. Чтобы утрамбовать «могилы», преступники попрыгали на них ногами.

«Когда мы вытаскивали из багажника Пашу, — совершенно спокойно рассказывал на суде Чернов, – он как будто выдохнул… Я испугался». Скорее всего, подросток испугался не воскресшего мертвеца, а того, что Оденецкий, несмотря на их общие усилия, остался жив и способен оказать сопротивление. То, что после совершенного зверского убийства нервная система парней осталась в полном порядке, доказывает тот факт, что сразу после расправы над Оденецкими, они, оттерев перчаткой кровь с багажника и заправив машину бензином, поехали в соседнее село развлекаться со знакомыми девочками. Там, в селе Черновка троицу и задержали сотрудники милиции. По словам Саши, Пашину машину они оставили у детского сада, а сами пошли к подругам пить водку и «отдыхать». Когда вышли от девочек, у «пятерки» уже стояли милиционеры. Испугавшись задержания, парни бросились бежать. Чернов споткнулся и упал. Сашу задержали первым. А потом стражи порядка настигли и Марзабека с Эдибеком.

«Если бы не Саша, то ничего бы не было», — уверяли во время предварительного и судебного следствия братья Шаймухамбетовы. Эдибек и Марзабек утверждают, что именно 13-летний подросток подбил их на совершение преступления. По результатам проведенной психиатрической экспертизы, Саша Чернов абсолютно здоров. Психически мальчик совершенно нормален и при убийстве Оденецких прекрасно осознавал, что и как он совершает.

Сергей Ишков

«Русский курьер»

№ 386 2004-10-05

"Русский курьер"

*