У факультета журналистики МГУ, во дворе, по за «Боцманом», как мы называли памятник Ломоносову, полукругом росли кусты роскошного боярышника. Почему росли? Недавно шел мимо и с грустью наблюдал, как под ними рыли землю во время каких-то строительных работ, поэтому не знаю, пощадил ли их ковш экскаватора. Так вот, кусты были старые, высокие, даже не кусты, а скорее, густо посаженные пятиметровые деревья. В эту пору, осенью, с них падали крупные (с яблоко-китайку) плоды, очень вкусные с душистой ярко-желтой мякотью. Не я один вспоминал о них последние четверть века.

Как-то позвонил один бывший однокурсник и спросил, можно ли размножать боярышник семенами? Помню, был я очень занят и отвечал как-то сумбурно. Успел только и сказать, что можно, конечно, лучше всего сейчас — под зиму, семена промыть, высушить… ну и так далее. Предупредил даже, что обычно требуется им двойная стратификация, да вот не сообразил сразу объяснить, что это такое. Собственно, приятель сам виноват — не сказал же мне, зачем это ему нужно. Так вот, на следующий год опять звонит:

— Слушай! У меня ничего не взошло!!!

— Что не взошло? — я уже, естественно, начисто забыл о его прошлогоднем звонке.

Оказалось, что приятель насобирал плодов боярышника у родной альма-матер и решил высадить вдоль сетки-рабицы живую изгородь. Поэтому очень сердился на меня, не обнаружив на следующий год свежих всходов. Пришлось ему объяснить, что такое двойная стратификация, которая необходима семенам боярышника для прорастания. Так что взойти они могут и на следующую весну и еще через два года, это, во-первых, а во-вторых, не факт, что через много лет, когда кусты начнут плодоносить, ягоды будут такими же крупными и вкусными, поскольку только при вегетативном размножении дети наследуют все родительские достоинства, а при семенном — многие сортовые качества теряются (на чем и основан один из главных принципов селекции).

— Так что ж ты мне раньше не сказал! — стала закипать телефонная трубка.

А согласитесь, хорошо Всевышний придумал: вот просыпал боярышник осенью семена, одни рядом упали, другие через птичий кишечник прошли. Лежат они в земле под снегом всю зиму, а прорастать по весне не спешат. Внутренняя программа включит «механизм жизни» только после второй зимы, да и то не у всех зерен. А ну как лето засушливое будет, и все всходы посохнут? Вот тут-то прорастут те семена, что на тройную стратификацию были запрограммированы.

Вину перед однокурсником я искупил — научил как черенковать. Правда, когда он узнал, что товарный вид изгородь приобретет лет через 7-10, энтузиазм резко поубавился и вместо боярышника вырос красивый забор из итальянского кирпича.

Кизильник, блестящий во всех отношениях

А может, оно и к лучшему? Кирпич — это хорошо и надолго. Правда, у живой изгороди есть одно достоинство, диаметрально противоположное главному недостатку всех «мертвых»: с годами она становится только лучше (крепче, гуще, выше и красивее)! Ее не надо красить и подпирать, зато надо регулярно подравнивать, поливать и подкармливать.

Первый вопрос: зачем она нужна? Ответ будет простой — для красоты и пользы. Во-первых, она поможет вам создать на участке микроклимат, способствующий благоденствию ваших растений: прикроет от пронзительных ветров и поддержит определенную влажность. Во-вторых, скроет от посторонних глаз или заслонит не очень презентабельные постройки, в-третьих, встанет на пути тех, кто захочет к вам пробраться. О красоте не говорю. Посмотрите, какими багровыми тонами заиграют через пару недель старые московские изгороди из кизильника! Среди них есть посадки, которым лет 30 — это ровные густые стены метровой ширины по грудь взрослому человеку, а есть и более молодые. Весной кизильник едва ли не самым первым выпускает нежную зелень, а теряет листву едва ли не последним. Последнее время, к великому сожалению, его практически не используют в городском озеленении. Я подозреваю, что причина падения его популярности чисто экономическая.

Однако вернемся к кизильнику. Присмотритесь к любому растению в старой изгороди, которую ежегодно стригут, да ведь это готовый бансаи! Какая причудливость форм, какие неожиданные изгибы и наросты! А если его посадить отдельно и не трогать, то получится худющее, неуклюжее деревце. Посмотрите на старые посадки (их полно на московских улицах и бульварах), до чего они хороши: ровные, плотные, густые. Ну, правда, кое-где зияют у самой земли уродливые дыры, но это превратности нашего климата. Так что, черноплодный кизильник, «блестящий», как его называют ботаники, блестящий во всех смыслах этого слова, в том числе и как посадочный материал для живой изгороди.

Вот, не далее чем вчера, в зоопарке обнаружил свежестриженную живую изгородь из другого вида — красноплодного. Листики у него помельче, однако, если черные (очень похожие на черноплодную рябину) ягодки кизильника блестящего в глаза не бросаются, то ярко-красные «бусинки», рассыпанные по плотной темной листве, смотрятся очень декоративно!

И все-таки боярышник

Как-то мы с вами про него забыли, хотя именно с боярышника и начали разговор. Это, пожалуй, наиболее популярный для изгородей материал. Если его подстригать, то он стоит ровными армейскими шеренгами. Если оставить в покое, то получится очень живописное в своих затейливых изгибах, дерево. Старые, матерые боярышники имеют стволы толщиной с ляжку упитанного человека. Пожалуй, из него не получится такая плотная ровная зеленая стена, как из блестящего кизильника. Зато некоторые виды имеют такие острые и прочные шипы, что охраняют территорию надежнее колючей проволоки.

Особенно хорош для изгородей кроваво-красный боярышник. У него острые с мизинец длиной шипы и пурпурно-коричневые ветви, которые декоративны даже зимой на фоне белого снега. Продираться через него в любое время года гораздо труднее, чем перемахнуть трехметровый забор. Но для того, чтобы преграда была надежной, надо все с самого начала сделать правильно. Вырыть траншею глубиной сантиметров 50-60 и шириной в метр. Заложить туда плодородной земли, приправить удобрениями, но это самое важное. Главное — с самого начала правильно сформировать кусты. Саженцы разместите поплотнее, 20-30 сантиметров друг от друга. А когда примутся, обживутся на новом месте и дадут первый прирост, возьмите в руки секатор и проведите первую кардинальную обрезку. На каждом кустике должно оставаться только две ветки, которые под углом 45 градусов расходятся в разные стороны: одна — вперед, другая — назад. Побеги сразу же подвяжите к натянутой проволоке.

Потом, когда от них пойдут новые отростки, оставьте только два, которые будут смотреть внутрь. Таким образом, в поперечном сечении ваша изгородь будет похожа на ромб — это и есть оптимальная форма, которую вы будете поддерживать все оставшиеся годы умелой обрезкой. Не волнуйтесь, через пять-шесть лет станете обрезчиком-виртуозом!

Акация и другие

В принципе можно, конечно, высадить живую изгородь и из акации, но только в том случае, если вы живете южнее Кавказа. Именно там может расти настоящая акация, которую у нас продают в канун 8 Марта, традиционно величая «мимозой». А у нас в средней полосе придется иметь дело с караганой, которую мы называем «желтой акацией». Прекрасная кандидатура для живой ширмы. Если ее регулярно подрезать, не давая вытягиваться в высоту, то она образует довольно плотные, курчавые посадки. Весной они живописно расцвечиваются желтыми искорками, а в знойный день на излете лета карагана уютно потрескивает лопающимися стручками, разбрасывая созревшие семена.

Размножать ее совсем не трудно. Для этого нужно нарезать черенков из годичных веточек весной или осенью, но только до или после вегетации. Если заготовите их сейчас, то прикопайте в земле до весны. В холодильнике их хранить не стоит — там обычно не хватает влажности. Сажают «желтую акацию» ранней весной, как только почва оттает на глубину 20 сантиметров. Аккуратно поместите черенок в заранее подготовленную при помощи палочки лунку, и ни в коем случае не втыкайте его в землю. Дело в том, что нежную кожицу караганы очень легко повредить, тогда черенок не приживется. Для лучшего сохранения влаги почву мульчируют навозом или перегноем и не дают ей пересыхать в жаркую погоду.

В принципе живую изгородь можно устроить из самых разных растений. В европейских садах входят в моду живые плетни из низкорослых сортов ив. Их длинные горизонтальные ветви переплетают, пропуская через вертикальные опоры, получается очень затейливо и симпатично. Однако надо обладать изрядным садовничьим опытом и мастерством, чтобы поддерживать эту буйно разрастающуюся красоту.

А какие вечнозеленые «заборы» получаются из хвойников! Не далее чем на прошлой неделе на одной из дач, куда меня заманили посоветоваться, наблюдал прелестную ширму из обычных, плотно посаженных друг к другу лесных можжевельников. Между Савеловским вокзалом и Нижней Масловкой (в Москве) вы можете обнаружить изгородь-кольцо из клена татарского. Осенью она окрашивается в апокалиптически-кровавые тона. А еще можно использовать шиповники, крыжовник, ели, барбарис, войлочную вишню, бирючину, дерен, чубушник (жасмин), сирень, различные спиреи, лох, лапчатку… Было бы только желание, посадочный материал, а опыт… Впрочем, опыт сам придет со временем. Удачи!

Рубрику ведет комментатор «Радио России» Александр Хабургаев — ведущий ежедневной утренней рубрики «Палисад» на радиостанции «Маяк-24». Каждую субботу с 10.30 до 12.00 в программах «Большой палисад» и «Домашний ковчег» (103,4 FM) по тел. 247-21-83 вы можете задать свои вопросы в прямом эфире как самому автору, так и его гостям. Замечания и предложения также можно присылать по электронной почте на наш адрес: [email protected]

«Российская газета»

1 октября 2004 г.

«Российская газета»

*