По мнению нового конкурсного управляющего тольяттинского ОАО «Фосфор» Сергея Ракитина, завод, с которого в майские праздники было вывезено 66 тонн жидкого хлора, все еще представляет серьезную опасность для жителей Автограда.

Как уже писал ранее «РК», в ноябре 2003 года единственный российский производитель желтого фосфора ОАО «Фосфор» был признан банкротом. А еще с 1 декабря 2002 года АО «Самараэнерго», перед которым у предприятия была достаточно высокая задолженность, не видя в смысле ее погашения никаких позитивных сдвигов, прекратило подачу на завод электро- и теплоэнергии. В итоге «Фосфор» оказался на грани техногенной катастрофы, угрожающей не только Тольятти, но и всей Самарской области. На законсервированном заводе оставалось большое количество опасных химических веществ, являвшихся производственным сырьем. И только в мае этого года жители Автограда вздохнули спокойно: с территории завода в специализированных вагонах-цистернах вывезли свыше 65 тонн жидкого хлора.

Однако сегодня работающий в должности конкурсного управляющего около месяца Сергей Ракитин утверждает, что «Фосфор» по-прежнему опасен. На прошедшем на днях собрании кредиторов предприятия тема предотвращения экологической катастрофы стала одной из главных. Все дело в том, что на заводе находится три десятка тонн хлорсодержащих остатков, хранящихся в прокоррозировавших емкостях, и достаточно много фосфорного шлама. Они то и представляют собой чрезвычайную опасность. Хлористые остатки в любой момент могут взорваться, а фосфорсодержащим свойственно достаточно часто самовозгораться. У банкрота-«Фосфора» на вывоз опасных веществ денег, естественно, нет, и как будет решаться эта проблема в дальнейшем, неясно.

Еще одной проблемой, озвученной конкурсным управляющим бывшего гиганта химической промышленности России, является ряд нарушений, допущенных при распродаже движимого и недвижимого имущества «Фосфора» для расчетов с кредиторами, которых у предприятия насчитывается более 400. Сергей Ракитин заявил, что в организации сделок при продаже имущества предприятия присутствовал ряд спорных моментов. Например, продавалось имущество завода, находящееся под залогом, чего, по мнению Сергея Ракитина, делать было нельзя. А ряд объектов вообще был продан слишком дешево. К слову сказать, руководители фирм, приобретших имущество банкрота, считают, что все было проведено законно, и оспорить сделки уже невозможно. Будет ли реально Сергей Ракитин оспаривать уже произведенные сделки по продаже собственности «Фосфора», пока неизвестно.

На собрании кредиторов речь шла о новых правилах распродажи имущества «Фосфора». Так как в результате проводимых с 2003 года аукционов долг предприятия, который сегодня насчитывает примерно 500 млн. рублей, уменьшить практически не удалось, теперь при продаже имущества будут отталкиваться от максимальной цены, которую назовет сам покупатель. Как считают в руководстве «Фосфора», таким образом можно будет достаточно быстро реализовать оставшиеся склады и цеха.

В апреле 2004 года предшественник Сергея Ракитина на должности конкурсного управляющего предприятия Вячеслав Гордеев заявил, что имущество завода будет распродаваться с аукционов до 27 ноября 2004 года. Однако сегодня очевидно, что в этот срок «Фосфору» не уложиться, поэтому, скорее всего, конкурсное управление на заводе будет продлено еще на 6 месяцев.

Сергей Ишков

«Русский курьер»

№ 385 2004-10-04

"Русский курьер"

*