27 января 1927 года самарским отделением Совкино был выпущен первый киножурнал на местные темы. В нем был показан выпуск курсантов первых губернских пожарных курсов, празднование Международного женского дня в Самаре, праздник самарских физкультурников. Это была первая работа местных кинодокументалистов. С нее ведется отсчет фильмов, выпущенных Самарской студии кинохроники. Под руководством кинооператора М.Ципорина в крае стал выходить киножурнал «Средняя Волга».

   За прошедшее с тех пор время у самарских кинематографистов были взлеты и падения, были смены названия самой студии и ее основного издания — ныне он называется альманах «Самарская хроника». Но, несмотря ни на какие повороты и удары судьбы, фирменный знак студии регулярно появляется на экранах Самарской и других областей Поволжья, представляя все новую продукцию волжских кинематографистов.

   Всего за прошедшие годы студия выпустила около трех тысяч номеров киножурнала и более пятисот документальных, научно-популярных, технико-пропагандистских, учебных и рекламных фильмов. На примере Поволжья (студия обслуживает сейчас весь этот регион за исключением Нижней Волги) в них отражены жизнь и судьба всего российского государства и общества. Об говорит и тематика лент. Она объемлет сегодняшний день и историю страны, искусство, культуру и экологию, спорт, народное творчество, социальную проблематику, политику, религию — всего не перечтешь.

   В годы Великой Отечественной войны фронтовые кинооператоры студии А.Казначеев, Н.Киселев, Н.Голубев, В.Косицын вместе с коллегами из других студий создавали кинолетопись величайшего за всю историю человечества военного противостояния, кинолетопись нашей великой Победы. В послевоенные годы на студии появилась целая плеяда талантливых киноработников: режиссеры Д.Дальский, В.Каштелян, В.Плотникова, Г.Тимофеева, М.Серков, Ю.Долженко, кинооператоры В.Федотов, Н.Шумкова, А.Назаров, К.Урбанович, А.Мочалов, Н.Шарапов, звукооператоры И.Нифонова, В.Шубин, мультипликатор М.Сухова, редакторы Б.Кожин, О.Рабинович. Это их умом и творческими порывами созданы фильмы, отмеченные многими наградами на смотрах документального кино в разных странах. А безвременно ушедший из жизни режиссер Б.Свойский создал серию полнометражных документальных лент о Самаре – «Таинственный город Самара», «Столица эвакуации», «Алабин: поиски нового героя», «Судьба Алексея Толстого», «Провинциальные актеры». Далеко не каждый провинциальный город России имеет столь яркий кинопортрет.

   Январь этого года ознаменовался для самарских кинодокументалистов изменением статуса студии. Правительственным решением она преобразована в открытое акционерное общество с тем же названием – «Самарская студия кинохроники». Хочется надеяться, что это новшество поможет волжским кинохроникерам работать еще успешнее.

*