22 сентября под председательством Губернатора Константина Алексеевича Титова состоялось заседание Правительства Самарской области.

В ходе заседания были рассмотрены два вопроса.

С докладом «Об итогах социально-экономического развития Самарской области за первое полугодие 2004 года и оценке итогов развития за год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2005-2007 годы и перечне основных задач социально-экономической политики органов исполнительной власти Самарской области в 2005 году» выступил первый заместитель председателя Правительства Самарской области – министр экономического развития, инвестиций и торговли Габибулла Рабаданович Хасаев. По его словам, социально-экономическое развитие Самарской области в 2004 году характеризуется устойчивой положительной динамикой. Целый ряд важнейших экономических и социальных индикаторов имеет значения, превышающие уровень прошлого года и соответствующий показатель в целом по России. В первую очередь это относится к показателям уровня жизни населения, индексу роста промышленности, темпам развития инфраструктурных отраслей, экспорту продукции и услуг.

2004 год продолжит траекторию экономического роста, начавшегося в 1999. Рост валового регионального продукта Самарской области составит в текущем году 7,6% — такой высокий темп роста за последнее время складывается впервые, отметил Г.Р. Хасаев. Особенностью 2004 года стал резкий рост прибыли ведущих предприятий – в 2-3 раза. Ряд крупнейших предприятий области готовятся к выходу на мировой финансовый рынок. Область сохраняет первое место в Приволжском Федеральном округе по абсолютному объему промышленной продукции и пятое место в Российской Федерации после Тюменской области, города Москвы, Свердловской и Московской областей.

Итоги инвестиционной деятельности в 2004 году свидетельствуют о том, что в Самарской области завершается пятилетний инвестиционный цикл, начавшийся в 2000 году, общим результатом которого является 75%-ный прирост инвестиций. В этот цикл вошли такие крупные проекты, как GM-АВТОВАЗ, завод пивоваренной компании «Балтика», два завода по производству аккумуляторных батарей, завод медицинских препаратов в Жигулевске и т.д.

2004 год в инвестиционной сфере имеет свою особенность – его можно по праву назвать годом инвестиций в инфраструктурный комплекс. Электроэнергетика, транспорт, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство увеличили объемы инвестиций от 8 до 80%. В текущем году будут введены 6 объектов здравоохранения, 5 образовательных центров, 3 спортивных объекта, 5 объектов коммунального назначения, 20 км водопроводных сетей. В 2004 году улучшат свои жилищные условия 314 семей участников Великой Отечественной войны. Ввод жилья за счет всех источников финансирования в этом году составит 913 тыс. кв. м., что на 6% больше прошлогоднего уровня.

Главным показателем результативности любой производственной и инвестиционной деятельности является уровень и качество жизни населения региона, изменение демографической ситуации. За 2000-2003 годы численность населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась более чем на 350 тысяч человек или почти на треть, в том числе на 70 тысяч в 2004 году.

Комплексная оценка социально-экономического развития Самарской области в 2004 году, анализ всей совокупности преимуществ региона, проблем и диспропорций его развития, изучение планов и инвестиционных программ ведущих предприятий области, муниципальных образований, органов власти на территории области дают основания для оптимистичного в целом прогноза на предстоящий среднесрочный период. Экономическая задача для Самарской области на ближайший период состоит в достижении темпа экономического роста на 8% в среднем за год.

Определяющим фактором развития региона будет являться реализация инвестиционных планов действующих предприятий, приход в регион новых инвесторов, взвешенная политика региональных властей в области бюджетного инвестирования и поддержки небюджетных капиталовложений.

Задача такой отрасли экономики области, как сельское хозяйство, — обеспечение устойчивого роста объемов производства, повышение его экономической эффективности, переход на качественно иной технологический уровень.

В прогнозе на ближайшие годы заложено увеличение размера оплаты труда бюджетников. В 2008 году в области, по словам министра, не будет работников бюджетной сферы, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума. Прогнозируемый интенсивный рост доходов населения и заработной платы позволит обеспечить ежегодное сокращение уровня бедности населения на 2,7-3 процентных пункта и снизить уровень бедности с 21 до 12% по итогам 2007 года.

Повышение эффективности мер социальной поддержки нуждающихся граждан будет проходить в рамках реформирования системы социальной поддержки в связи с переводом основной части натуральных льгот в денежную форму и перераспределения расходных полномочий между уровнями бюджетов. В здравоохранении основной акцент будет сделан на совершенствовании профилактической деятельности, обеспечении государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, развитии добровольного медицинского страхования. Реализацию прав граждан на получение образования может обеспечить лишь оптимизация сети и структуры образовательных учреждений различного профиля, расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, оснащение учебных заведений компьютерами, совершенствование системы управления и финансирования отрасли.

Другим вопросом, обсуждавшимся на заседании, стал проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2005 год». С докладом выступил заместитель председателя Правительства Самарской области – министр управления финансами Павел Александрович Иванов.

По словам Павла Иванова, в соответствии с проектом областного бюджета поступление доходов в 2005 году составит 30 605 284 тыс. рублей. Рост доходов в 2005 году по сравнению с ожидаемым исполнением в текущем году составит почти 9 млрд. рублей, причем 3,2 млрд. – результат позитивного развития экономики области, а 5,6 млн. – результат изменения федерального законодательства и перераспределения доходных источников. С 2005 года помимо того, что каждый уровень бюджета осуществляет самостоятельное регулирование своих обязательств, значительно перераспределены доходные источники по уровням бюджетной системы. Так, в частности, местная ставка по налогу на прибыль передана на федеральный и областной уровень, а земельный налог — в местные бюджеты.

Расходная часть областного бюджета запланирована в размере 32 837 193 тыс. рублей. Значительное увеличение доходной и расходной части областного бюджета, в первую очередь, обусловлено федеральной реформой бюджетной и налоговой сферы и изменением расходных обязательств областного бюджета.

Наиболее значительное увеличение расходов планируется по разделу «Социальная политика». Из областного бюджета на эту отрасль направляется 5 059 млн. руб.(304% к уровню прошлого года). Увеличение связано с ростом расходов на содержание учреждений социального обеспечения. Кроме того, на содержание муниципальных центров социального обслуживания пожилых граждан, учреждений социальной помощи семье будет направлено 520 млн. руб. Финансирование этих учреждений со следующего года передано на областной уровень.

В соответствии с федеральным законодательством на областной бюджет возложены полномочия по социальной поддержке ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий. В связи с этим в проекте бюджета предусмотрены расходы на предоставление этим категориям граждан льгот по зубо- и слухопротезированию, а также на лекарственное обеспечение. На эти цели направляется 256 млн.руб. Кроме того, в бюджете предусмотрены расходы на выплату денежных компенсаций указанным категориям граждан вместо предоставления льгот по оплате проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте пригородных и междугородных маршрутов, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и предоставление льгот по установке телефона, погребению. В целом, объем средств на предоставление льгот, предусмотренных в проекте бюджета, составляет 3 659,2 млн.руб.

В 2005 году предусмотрены расходы на увеличение окладов и ставок действующей тарифной сетки на 20% работникам бюджетной сферы. Кроме того, для работников, финансируемых из средств областного бюджета, предполагается сохранение доплат к тарифным ставкам ЕТС 1-9 разрядов, установленных в 2004 году постановлением Губернатора области (а также увеличение этих доплат в 2005 году по тарифным ставкам 1-6 разрядов). При этом тарифная ставка первого разряда ЕТС с учетом доплат в 2005 году составит 1200 руб. (в 2004 году составляет 1000 руб.). Фонд оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом доплат к тарифным сеткам ЕТС в 2005 году составит 8 383,8 млн. руб., что на 29% больше, чем в 2004 году.

Значительно увеличена доля расходов по разделу «Образование», она предусмотрена в объеме 5 745,5 млн. руб., что составляет 151% к уровню текущего года. В соответствии с законодательством в проекте бюджета предусмотрены расходы, которые в 2004 году финансировались за счет средств муниципальных и федерального бюджетов: на обеспечение общего образования в муниципальных учреждения области (в том числе городов Самары и Тольятти), на содержание детей-сирот в детских домах и школах-интернатах, на предоставление среднего профессионального образования. Увеличение расходов областного бюджета на эти цели составит 1 465,8 млн. руб.

Расходы по разделу «Здравоохранение» предусмотрены в объеме 2 365,8 млн. руб., что соответствует 118% по отношению к текущему году. Увеличение расходов по этой отрасли вызвано тем, что в соответствии с федеральным законодательством, к полномочиям субъекта РФ с 2005 года относятся: организация медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, содержание областных лечебно-профилактических учреждений, организация специализированной (санитарно-авиационной) скорой медпомощи.

В связи с перераспределением расходных полномочий резко возрастает объем и значение финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета: в 2004 году – 1 671 382 тыс. рублей, в 2005 году – 6 717 116 тыс. рублей. Для увеличения размеров финансовой помощи муниципальным образованиям предусмотрено сохранение старых и создание новых форм финансовой поддержки. Так, к примеру, часть новых расходов местного значения предлагается осуществлять на условиях софинансирования за счет средств областного бюджета. К таким расходам могут быть отнесены опека и организация отдыха детей в каникулярное время, а также строительство и содержание дорог местного значения. Финансирование данных расходов предполагается осуществлять из фонда софинансирования социальных расходов. С учетом финансовой поддержки муниципальных образований ожидается достижение баланса доходов и расходов местных бюджетов в целом по области.

Дефицит областного бюджета в 2005 году составит 2 231 909 тыс. рублей или 7,29% от уровня собственных доходов. (Для сравнения, сопоставимый показатель 2004 года составляет 14,86 %.)

Подводя итоги заседания, Константин Титов отметил, что, несмотря на увеличение финансовой нагрузки на областной бюджет, у Самарской области на 2005 год хорошие перспективы: «Но надо иметь в виду, что эти перспективы могут быть реализованы только при совместной эффективной работе всех органов законодательной и исполнительной властей губернии. Задача ближайшего времени – обсуждение и принятие областного бюджета, который так же, как и в прошлые годы, является социально ориентированным», сообщает Управление информационной политики Самарской области.

*