Администрация Самары на минувшей неделе анонсировала первый по-настоящему масштабный проект развития города, объявив о планах строительства новой очереди набережной. По замыслу разработчиков, она протянется на 2 километра от силикатного завода до Оврага Подпольщиков. По словам мэра Самары Георгия Лиманского, первый этап реализации этого масштабного проекта должен ныть завершен к празднованию 120-летия Самары в 2006 году.

Размер требуемых инвестиций и источники их получения до сих пор неизвестны. Неясна и судьба двух предприятий, завода имени Масленникова и силикатного завода, которые расположены в зоне будущего строительства. Срок внешнего управления на ЗИМе заканчивается только в 2008 году. Презентация новой очереди набережной может означать, что городские власти намерены сбросить его со счетов намного раньше.

Начать подготовительные работы но строительству очередной, 5-й очереди набережной городские власти планировали еще в 2002 году в соответствии с действующим до 2005 года генпланом Самары. Конкурса на проект застройки администрация не проводила. Единственное, чем располагали городские архитекторы, это заявочный эскизный проект, одобренный главой Самары Георгием Лиманским. Но планам чиновников, подготовительные работы, такие как оцепление береговой полосы и сооружение опорной стенки, должны были начаться в 2002 году.

Городские власти не ограничивались планами возведения 5-й очереди набережной. Чиновники собирались в ближайшем будущем построить набережную в районе Центрального парка культуры и отдыха, улицы Советской Армии и на Красной Глинке.

На недавнем рабочем совещании у главы города, пресс-релиз по итогам которого был распространен в СМИ 20 января, чиновникам представили визуальный проект строительства 5-й очереди. Представлял его НИИПРИИ «Севзапинжтехнология», центральный офис которого расположен в Санкт-Петербург. В Самаре уже около года работает его филиал. По словам директора филиала Дмитрия Терлецкого, институт не первый год сотрудничаете администрацией города. «Севзапинжтехнология» является разработчиком программы реконструкции улицы Ленинградской.

Инициатором создания новой прогулочной зоны вновь стал Георгий Лиманский. Весь комплекс, но словам главы города, планируется ввести в строй к 2010 году. 5-я очередь протянется на 1,8 км от Ладьи до Оврага Подпольщиков. Она должна состоять из трех ступеней. Первая — пляжная зона, вторая — прогулочная зона, на которой разместится торгово-развлекательный комплекс, и третья зона — парковка и эстакада.

Вдоль берега на территории набережной планируется возвести 4-этажный торгово-развлекательный центр с кафе, ресторанами, магазинами и даже океанариумом. Полезная площадь центра составит 50 тыс.кв. м. Впрочем, по словам Дмитрия Терлецкого, решение о том, что именно расположится внутри помещения, должны принимать инвесторы.

В проекте по крыше здания проложат дорогу. Эстакада свяжет участок от Ладьи до улицы Лейтенанта Шмидта (в районе Оврага Подпольщиков). Ее планируемая ширина — 26 м. По словам Терлецкого, строительство предложенного комплекса максимально эффективно с точки зрения капиталовложений. Грунты в том месте, где должна расположиться новая набережная, не очень хорошие, поэтому делать насыпи и строить дорогу отдельно было бы очень дорого.

В предлагаемом варианте эстакада будет одновременно крышей здания торгового центра. К тому же строительство дороги, которая должна стать продолжением Волжского проспекта, поможет, по словам Теpлецкого, разгрузить часть улицы Ново-Садовой.

Первый этап строительства набережной должен быть завершен к 2006 году, когда Самара отметит свое 420-летие. Так сказал мэр. Правда, проектировщики считают, что если первый этап — это возведение эстакады, то нецелесообразно строить дорогу по частям.

По словам первого заместителя главы городской администрации Анатолия Мащелкина, на рабочем совещании был представлен только визуальный проект нового отрезка набережной. Как сообщил Мащелкин, стоимость проектных работ составит около 90 млн. рублей. Сколько потребуется на воплощение проекта, чиновник сказать затруднился. Г-н Мащелкин предположил, что средства будут выделяться из бюджетов всех уровней, а также из территориального дорожного фонда. Администрация также планирует привлечь инвесторов.

По словам Анатолия Мащелкина, параллельно со строительством новой очереди набережной будут рассматриваться варианты размещения на существующих очередях капитальных строений для отдыха и развлечения.

Мнения риэлтеров относительно нового проекта городской набережной разделились. Генеральный директор РА «Спектр недвижимости» Леонид Боярский сообщил «СО», что риэлтеры готовы встать в очередь за строительными площадками в этом районе города. Напротив, директор РА «ЧЕК» Сергей Meлентьев заявил, что идея, конечно, хороша, но вопрос с территорией, принадлежащей ГП «ЗИМ», невозможно решить на уровне городской администрации и Георгия Лиманского.

На самом деле участь предприятий, на территории которых должен быть реализован амбициозный проект, составляет главную интригу. И новая набережная, и новая магистраль вряд ли пройдут в обход площадей завода силикатного кирпича и завода имени Масленникова. Впрочем, Анатолий Мащелкин уверяет, что строительство не коснется территории ЗИМа. Это, впрочем, не менее странно, чем намерение начать автомагистраль «Центральная» от площади Урицкого, по выходе с которой дорога обязательно упрется в плотные массивы многоэтажной жилой застройки…

Административный директор ГП «ЗИМ» Валентин Ищенко заметил в беседе с корреспондентом «СО», что проект городской администрации достаточно интересен, т.к. в любом случае нужно укреплять волжский берег, чтобы избежать его разрушения. Но если застройщики посягнут на территорию, принадлежащую ЗИМу, заявил г-н Ищенко, то им придется иметь дело с ФСБ, «невзирая на все соответствие данною проекта с генеральным планом застройки города».

Что касается «Самарского производства силикатного кирпича», по утверждению Мащелкина, администрация заключила договор с заводом о передаче земель в городское пользование. Завод будет перенесен в район Алексеевки. По всей видимости, на площади Алексеевского комбината строительных материалов, входящего, как и СПСК, в состав группы «Солли», или по соседству с ним. Но пока совладелец «Солли» и одновременно генеральный директор ОАО «СПСК» Алексей Березин, которому в случае осуществления проекта городской администрации придется освободить занимаемую заводом территорию, отказался давать какие-либо комментарии но этому поводу. Очевидно, от переезда СПСК выиграет не только мэрия, которая без этого не сможет начать свой проект, но и «Волгатрансстрой», возводящий элитный жилой комплекс «Ладья» в непосредственной близости от трубы силикатного завода.

Городские власти тем временем размышляют, заключить или нет договор с «Севзапинжтехнологией». Вероятно, окончательное решение будет принято на очередном совещании у главы города, которое состоится в первой декаде февраля.

Но для начала реальных работ им нужно не только согласовать этот вопрос с ЗИМом и СПСК. Требуется еще получить разрешение природоохранной прокуратуры на работы в прибрежной зоне Волги. Заместитель прокурора Самарской природоохранной прокуратуры Дмитрий Медведев сообщил «СО», что на данный момент в ГУ государственной экологической экспертизы от администрации города никакие документы не поступали.

Елизавета АБРАМОВА. Евгения ШАБАНОВА

«Самарское обозрение» №4 (409) 26 января 2004 г.

*