В Самаре довольно много любителей старинных машин. До недавнего времени здесь существовал клуб «Авторикон». Его председателю Геннадию Карпачеву так и не удалось добиться от чиновников создания в городе музея авторетро.

Клубу принадлежали машины ГАЗ-67Б, именуемый в народе «козлом» и созданный

по образу американского джипа Левиса, ЗИС-101 — кадилак с никелированным флажком на капоте, которых на сегодняшний день в России осталось всего 15 штук, ЗИС-110, трофейный БМВ 1941 года выпуска, «эмки» 1934-го и 1938 годов. Всего по Самарской области ездят 74 раритетных автомобиля. Больше всего из них «БМВ», «Виллисов» и «Опелей». Но самыми знаменитыми машинами, которые разъезжали по Самаре, являются «Хорьх-853», когда-то принадлежавший Герингу, и ГАЗ-13, бывший в собственности Леонида Брежнева.

«Хорьх-853» 1935 года выпуска получил Гран-при знаменитого Парижского автомобильного салона в том же 1935 году. В то время эту машину называли немецким роллс-ройсом. Это был шестиметровый двухдверный кабриолет с огромными фарами и смелой линией крыльев. Выпускали «Хорьхи-853» всего два года. Как оказалось, конструкция подвески была выполнена не на должном уровне: колеса вибрировали, а автомобиль то и дело заносило. В 1937 году выпуск «Хорьхов-853» прекратили. До настоящих дней дожили лишь единицы этих машин. Насколько известно, в России имеется всего один оригинал «Хорьха-853». Он находится в музее старинных автомобилей и мотоциклов, принадлежащем семье Ломаковых, – одних из лучших в истории страны мастеров-реставраторов автостарины. Это личная машина Германа Геринга, волею судеб нашедшая пристанище в России. Интересно, что ее история связана с Самарой.

Любимец Адольфа Гитлера Герман Геринг 1 марта 1935 года бал назначен главнокомандующим военно-воздушными силами Германии. Он был в Третьем рейхе наиболее важной после Гитлера фигурой. 30 августа 1939 года Гитлер назначил Геринга председателем имперского совета по обороне. Буквально на следующий день он объявил Германа Геринга своим преемником в случае смерти. Как известно, 1 октября 1946 года Геринга приговорили к повешению, но в ночь перед казнью нацист принял яд…

«Хорьх-853» Гитлер подарил Герингу за особые заслуги перед Германией. Герман Геринг очень дорожил этим шикарным подарком. Когда после взятия Берлина солдаты нашей армии обнаружили его гараж, то среди других машин там находился и красавец «Хорьх». Автомобиль попал в Советский Союз в качестве трофея. Первым его владельцем стал боевой генерал Советской Армии, а потом он перешел в руки сотрудника газеты «Солдат Отечества» Павла Родина. В годы войны Родин работал в военной типографии. «Хорьх» ему подарили за отличный труд. До начала 90-х годов Павел Родин колесил на знаменитом геринговском «Хорьхе» по самарским улицам. Случалось, попадал в аварии, но раритетному автомобилю, корпус которого был сделан из крупповской стали, все было нипочем. Не раз к Павлу Родину обращались коллекционеры с просьбой продать им автомобиль. Но Павел Петрович был непреклонен и не соглашался расстаться с «Хорьхом» ни за какие баснословные деньги. И все же в конце жизни Павлу Родину ради своей семьи пришлось продать автомобиль Геринга. После этого следы знаменитой машины потерялись, а потом он обнаружился в Ломаковском музее.

Кстати, «Хорьх-853» можно назвать автокинозвездой: ведь его снимали в 26 художественных фильмах! Среди них — «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Бархатный сезон», «Вариант «Омега»»…

Интересно, что в Самарской области до сих пор находится и еще один «Хорьх», правда, не столь редкий. «Хорьх-830» принадлежит тольяттинцу Владимиру Карпову, сварщику-рихтовщику станции техобслуживания. Карпов не расстается со своим «Хорьхом», который он любовно называет «Дедом», уже в течение 27 лет. Ранее этот «Хорьх» был приписан к Куйбышевскому отделению КГБ. Провожая одного из своих сотрудников на пенсию, руководство комитета госбезопасности подарило ему немецкую иномарку. Однако полковнику «Хорьх» был не нужен, и в 1977 году он продал ее Карпову. С тех пор черный красавец – гордость Владимира Владимировича. Он исколесил на нем почти всю Россию. Где только Карпов не был, и ни разу «немка» его не подвела. «Хорьх» Владимира Владимировича то и дело останавливают «гаишники», и не потому, что Карпов нарушает правила: просто сотрудникам госавтоинспекции очень хочется посидеть в шикарной машине, подержаться за руль… Многие годы «Хорьх-830» катал молодоженов, кормил самого Владимира Владимировича и его большую семью. А вот теперь Карпов задумал продать своего любимца. Хоть и жаль отдавать «Деда», но все же деньги сейчас нужнее. Сегодня Владимир Владимирович принимает покупателей. Среди желающих приобрести «Хорьх» есть и местные коллекционеры и любители авторетро, и иностранцы, как правило, немцы. Кому достанется карповский «Хорьх-830», пока неизвестно.

В Самарской губернии находится и брежневская «Чайка». 14 октября 2002 года этот автомобиль отметил свой юбилей – 25 лет, как с конвейера Горьковского автозавода сошла первая машина представительского класса. Надо сказать, что на самом деле, это была машина № 2, так как «Чайка» № 1 темно-вишневого цвета, выпущенная в декабре 1976 года, была подарена лично Леониду Ильичу Брежневу в честь его 70-летия.

«Чайка» (ГАЗ-14) стала своеобразным полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. Именно на этой модели впервые появились дисковые тормоза, фароочистители струйного типа, ремни безопасности, закрытая система охлаждения с антифризом. Благодаря удачному сочетанию больших шин, мягкой подвески, специально разработанных амортизаторов «Чайка», способная развивать скорость до 175 км/час, буквально летела над дорогой. Едва заметная раскачка появлялась только на больших скоростях. ГАЗ-14 предназначался для служебного пользования в высших государственных учреждениях, дипломатических и торговых представительствах за рубежом. И если «Хорьх-853» называли немецким роллс-ройсом, то «Чайку» гордо именовали роллс-ройсом советским. Всего за 11 лет было выпущено 1 114 экземпляров «Чайки». В 1988 г., на волне развернутой Михаилом Горбачевым «борьбы с привилегиями», производство этих машин было прекращено. Высших чиновников пересадили с «Чаек» на «Волги», а сборочные линии, технологическая оснастка и рабочая документация «Чайки» уничтожены.

В семиместном салоне «Чайки» – три ряда сидений, причем средние два кресла были откидными. Велюровая обивка салона могла быть только двух цветов – бежевого или серо-зеленого. «Чайка» отапливалась тремя печками, а в жаркую погоду в советском лимузине включался кондиционер. Интересно, что, за исключением брежневского, все остальные «Чайки» красили только в черный цвет.

В то время бытовала легенда, будто бы у Леонида Ильича чуть ли не самая большая в мире коллекция автомобилей. Брежневу действительно дарили машины, да и прокатиться с ветерком он любил. Однако Леонид Ильич также был щедр на подарки. Когда Генеральный Секретарь ЦК КПСС узнал, что тогдашний Патриарх Пимен ездит на «Ниссан-Президенте», он подарил ему «Чайку» 1977 года выпуска.

А в г. Отрадном Самарской области находится «Чайка» Брежнева, на которой Леонид Ильич разъезжал до 1976 года. По крайней мере, так считает ее сегодняшний владелец. Речь идет не о машине ГАЗ-14, которую подарили Леониду Ильичу в 1976 году, а о ее чернокрылой предшественнице, выпущенной в 1965 году. «Чайку» первого поколения точнее было бы назвать ГАЗ-13. Эта машина появилась в 1959-м, сменив на конвейере демократичный «ЗИМ», использовавшийся не только в качестве VIP-автомобиля, но и как «скорая помощь» или такси. Как и ГАЗ-14, ГАЗ-13 был очень красивым и комфортабельным автомобилем, решенным в американском стиле 50-х годов, с добрым центнером хрома и массивными закругленными фарами.

После зенита своей славы «Чайка», по желанию Леонида Ильича, перешла в руки председателя одного из колхозов Куйбышевской области. Однако поставить правительственный «подарок» на учет было невозможно даже заслуженному труженику сельхозтруда. Поэтому, поездив немного на красавице-машине по сельским окрестностям, председатель забросил «Чайку», оставив ее доживать свой век в сарае. Там ее и нашел один местный предприниматель. К тому времени вид у элитного автомобиля был незавидный: машина стояла ободранная, с прогнившими передними крыльями, помятая…

Сейчас раритет ремонтируют в одном из отрадненских гаражей. Специалисты выяснили, что «Чайка» успела проездить всего-навсего 60 тысяч километров. Немало удивило мастеров то, что по прошествии такого длительного времени, двигатель старой машины работает ну просто идеально! Толстенный металл у кузова на крыше, капоте, стойках и крышке багажника покрыт медью, в других местах – оловом. На дверях машины есть специальные «уши» для крепления броневых листов.

Автоматическая коробка передач, электрические стеклоподъемники, гидроусилитель руля… Для советского времени все это было по-настоящему «круто».

Ремонтировать «Чайку» Леонида Ильича придется еще долго: придется заменить кое-какие детали, привести в порядок салон и кузов. После всего этого новый владелец брежневской «Чайки» планирует сдавать автомобиль в аренду на свадьбы. И будет летать «Чайка» по отрадненским улицам, украшенная шарами и лентами, и с обручальными кольцами на крыше…

Сергей Ишков, Самара

«Русский курьер»

№ 378 2004-09-23

"Русский курьер"