Самарский художественный музей совместно с издательством «Агни» выпустил иллюстрированный календарь на новый – 2004 год. О чем на последней пресс-конференции и сообщила журналистам директор музея Анетта Басс. «Эта традиция сложилась 4 года назад. И мы очень рады, так как выпуск календаря не только приятное событие, но и своего рода реклама музею» — считает госпожа Басс.

Идея этого календаря уникальна. Во-первых, посвящен он одной коллекции, во-вторых, в нем представлены не только экспонаты этого удивительного собрания, но и фотографии семьи коллекционеров и купцов Шихобаловых.

Самарские коллекционеры и меценаты Вера Лаврентьевна и Павел Иванович Шихобаловы, как стало известно корреспонденту Интернет-газеты «Самара Сегодня» от Анетты Яковлевны Басс, принадлежали к числу замечательных деятелей русской провинции конца XIX-начала ХХ века, которые подобно П.М. Третьякову в Москве собирали произведения отечественного искусства, чтобы создать в родном городе музей с шедеврами русского искусства.

Павел Николаевич Шихобалов (1870-1929) происходил из большой семьи самарских купцов, благотворителей и строителей многих храмов, монастырей, школ, училищ и больниц Самарской губернии. Вера Лаврентьевна, урожденная Аржанова (1873-1967), была дочерью известного и уважаемого в городе купца и коллекционера Л.С. Аржанова.

Супруги Шихобаловы не окончив никаких учебных заведений, благодаря своей природной одаренности, многого достигли самообразованием, знали иностранные языки. Они совершили двенадцать путешествий по всему миру с 1898 по 1912 год: Европа, Америка, Азия, Австралия, Новая Зеландия и другие части планеты. Вера Лаврентьевна называла эти поездки «наши университеты». Вероятно, мысль о создании своей коллекции произведений искусства появилась у них в этих поездках, а может быть, и под влиянием дара московских братьев Третьяковых. Первые произведения шихобаловской коллекции появляются в начале 1900-х. С 1906 года, когда они поселились в новом особняке, доме с атлантами, на улице Заводской, 55 (нынче ул. Венцека), по этому адресу присылали в Самару новые приобретения: И.Е. Репин, Н.Н. Дубовской, В.Е. Маковский, К.В. Лебедев и другие мастера.

В начале 1914 года Шихобаловы посетили мастерскую И.Е. Репина в Пенатах под Санкт-Петербургом и договорились с автором о приобретении трех картин. В музее Репина в Пенатах сохранились письма Шихобаловых 1914-1917 гг., свидетельствующие об их дружеских отношениях с художником. В 1915 году коллекционеры писали мастеру: «Очень приятно, что Вы окончили Рубинштейна и, судя по письму, им довольны…»

Близким знакомым Шихобаловых был и В.И. Суриков, с которым они познакомились в Самаре, где он несколько раз бывал в связи с работой над картиной «Степан Разин». Вера Лаврентьевна писала в Самарский художественный музей в 1960-х гг.: «Мы с мужем были в Москве у Василия Ивановича и купили у него два этюда, что находятся в Куйбышевском музее: этюд с картины «Степан Разин» в лодке на Волге и 2-й этюд «Солдата» из картины «Переход Суворова через Альпы», и он нам посоветовал взять эти».

В.Л. Шихобалова называла Владимира Маковского другом Павла Ивановича, и их коллекция жанровых произведенйи этого мастера, пожалуй, одна из самых больших и интересных в российской провинции. Для картины «К венцу» в 1894 г. автору позировали близкие ему люди: дочь и акварелист Ясновский. В.Е. Маковский написал по заказу Шихобаловых портрет Л.С. Аржанова (1906). Ими были приобретены также полотна К.Е. Маковского и А.В. Маковского. К 1914 году в Москве на выставке «В пользу раненных на Германской войне» В.Д.Поленов представил 68 работ цикла «Из жизни Христа», четыре картины приобрели для своей коллекции Шихобаловы: «Решили идти», «Привели детей», «Возвестила радость плачущим» и «Нил, Фиванский берег». Наиболее активным для формирования коллекции был период 1911-1917 гг. Шихобаловы стремились создать в Самаре Художественный музей, рассказывали об этом своим родным и друзьям, вели поиски все новых и новых работ. Им удалось приобрести произведения наиболее известных художников русской живописи: Н.А. Ярошенко «Слепцы» (1879), Н.Н. Дубовского «Притихло» (1912), картину К.Е. Маковского «Итальянский мальчик» (1904), К.А. Коровина «Хозяйка» (1895), работы Н.П. Богданова-Бельского и произведения академиков К.В. Лебедева, Ю.Ю. Клевера и многих других мастеров.

Н.Н. Дубовский ценил особенно удавшийся ему пейзаж и писал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутке между двух гроз, когда бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе – тишина перед грозой – можно выразить единым словом «Притихло». М.В. Нестеров в письме своему другу от 27 марта 1916 г. писал о П.И. Шихобалове: «… купил много еще разных картин в Питере, а приехал в Москву – забрался на Донскую и… купил у Нестерова «Раба Божьего» за 3000 рублей и увез его в Самару. …Приедет он на Волгу, да музей выстроит, да подарит его народу, и скажут мукомолу люди добрые спасибо».

В апреле 1918 года собрание Шихобаловых было передано Самарскому городскому музею, а с 1937 года – вновь созданному Куйбышевскому областному художественному музею.

В 1980-е годы от семьи Шихобаловых поступил дар музею – архив с фотографиями, воспоминаниями В.Л.Шихобаловой о путешествиях, коллекция художника Н.Н. Гундобина, состоящая из рисунков западно-европейских мастеров и миниатюр XVII-начала XIX века.

В настоящее время дом с атлантами приндалежит Самарскому художественному музею, после реставрации и реконструкции в нем откроется филиал – Музей художественной культуры старой Самары конца XIX-начала ХХ века, Музей-квартира семьи Васильевых, Музей В.Пурыгина.

Но вернемся к календарю. Он представляет собой синтез картин выдающихся художников 19 века (Константин Маковский «Итальянский мальчик», Суриков (дружил с ними) «Казак в лодке», Поленов «Возвестила радость плачущим» и др.) и фотографий из семейного архива самих Шихобаловых, подаренные музею их дочерью Верой Павловной Мизиновой. Так, к примеру, на обложке – снимок молодой четы Шихобаловых, сделанный в 1892 году. Всего же в календарь помещено 9 фотографий, среди которых дочь Шихобаловых – Галя, общая семейная фотография, карточка, отснятая в день 25-летия свадьбы, предреволюционные снимки их сына и племянника, фотография, сделанная в Швейцарии. На ней Вера Лаврентьевна, Нина и сестра Аржанова – М.С. Шумова – отца Веры Лаврентьевны. Ее, кстати, потом расстреляли красные.

Идеально календарь решен с точки зрения дизайна. Художник использовал мотив росписи с лестницы особняка Шихобаловых и в зависимости от композиции каждой страницы (от произведения, формата, размера) видоизменял его.

*