В Самарском художественном музее продолжается выставка «Под знаком цветов и птиц». Разделена она на два блока: «Памятники культуры Китая XIX века» и «Народное искусство Китая второй половины ХХ века».

Старое искусство Китая представлено произведениями декоративно-прикладного характера XIX века и китайской народной картиной «няньхуа», что в переводе означает – новогодняя картина.

Здесь представлены изделия, исполненные в технике обработки металла перегородчатой эмали поверхности с узорной инкрустацией серебром и золотом. Центром их производства является Пекин.

В прикладном искусстве Китая техника резьбы по камню, дереву и слоновой кости достигла необычайных высот. Оригинальная скульптура девушки с лютней являет образец классической красоты и женственности. Помимо мифологических зверей в старом Китае любили изображать также реальных зверей и птиц.

Особую группу составляют семь новогодних картин XIX века. Народная ксилографическая картина как вид искусства тесно связана с празднованием лунного Нового года («няньхуа», что дословно означает – новогодняя картина). Предполагается, что впервые картины появились в IX веке. Расцвет произошел в период Мин и Цин (1368-1911 гг.). Большая часть лубков производилась в Янлюцине, в Сучжоу, с XI века в Шанхае. Техника была простая – оттиск с деревянной доски и раскраска от руки. Главное в лубке – броский язык, красочность, доходчивость образов. Тематика картин разделялись на группы – благопожелательные, театральные, культовые, такие как «Бог богатства приходит в дом». Бог сидит за столом и пьет чай. Здесь налицо трогательное соединение религии с пышным парадом театра. Боги в Китае прежде всего сказочные персонажи. Ряд лубков на выставке отражает пожелания многочисленного мужского потомства и пожелание успешной сдачи конкурсных экзаменов. Это связано также с культом предков.

Няньхуа – подлинно демократический вид искусства, простой и доходчивый язык которого приобщает людей к высотам подлинной культуры. Язык народного искусства в наши дни используется в разных видах искусства.

Народное искусство Китая ХХ века пленяет многокрасочными орнаментами, искусной резьбой по слоновой кости и по дереву, нефриту, художественной обработкой металла, техникой инкрустации серебром по дереву.

*