В Самарском художественном музее открылась выставка древнерусского искусства. Экспозиция небольшая, но очень емкая и содержательная.

Искусство иконописания пришло на Русь из Византии в Х веке, вместе с принятием христианства. Но, впитав и творчески переработав это богатейшее византийское наследие здесь, на русской почве, оно приобрело ярко выраженный национальный оттенок и дало миру образы высокой духовности и огромной эстетической ценности.

В эпоху средневековья иконы на Руси играли огромную, ни с чем не сравнимую роль. Священные по замыслу и назначению, они не только являлись непременной принадлежностью храмового убранства, но и распространялись в самых широких слоях населения, глубоко почитались и ценились как самые дорогие реликвии.

Настоящая экспозиция включает иконы XVI-XX веков. Среди них есть образцы высокопрофессионального искусства и русского примитива, определенных художественных центров и самобытной русской провинции. Они различны оттенками стиля, но в то же время тесно связаны между собой трактовкой религиозных сюжетов, идейным содержанием.

Часть икон экспозиции посвящена Богородице. Тема Богоматери с младенцем Христом очень любима и почитаема на Руси. При всем, казалось бы, однообразии сюжетов художники вкладывали в изображение свой смысл, свое художественное видение. Создана целая галерея образов Богоматери. Здесь и «Богоматерь Владимирская», по сей день почитаемая как эталон красоты и высоких гуманистических идеалов, и «Богоматерь Казанская», — по преданию, икона находилась в стане князя Дмитрия Пожарского во время освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков, и «Богоматерь Знамение», получившая свое название после чудесного знамения от новгородской иконы, и другие.

Иконы замечательны не только глубиной проникновения в мир женских образов, отмеченных поэтической одухотворенностью, но и высокими живописными достоинствами.

Для русской иконографии характерно обращение к национальным святым. В экспозиции представлена икона второй половины XVII века «Дмитрий Солунский», имя которого на Руси связывали с воинским подвигом и патриотизмом.

Иконопись на Руси была самым распространенным видом искусства. В частном владении, как правило, бытовали небольшие иконы с фигурами отдельных святых. Для церквей создавались большие иконы с многофигурными композициями. В музее есть как те, так и другие. В их числе замечательный памятник древнерусского письма – «Сошествие во ад» XVII века (г. Ярославль), «Троица Ветхозаветная» второй половины XVI века и многие другие.

Особый интерес вызывают так называемые житийные иконы со святыми, чьи изображения сопровождаются сценами, содержащими множество занимательных подробностей их «жития», нередко с бытовыми деталями, дающими понятие об эпохе, обычаях того времени.

Такова, например, икона «Никола Зарайский с житием» второй половины века (г. Ярославль). «Великим чудотворцем» называет Церковь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Его почитает весь христианский мир, но особенно любят русские люди.

XVIII век представлен как высокохудожественными произведениями – «Богоматерь Знамение», так и работами мастеров «средней руки» и русского примитива – «Иоанн Предтеча. Ангел пустыни». Подобные иконы создавались для оформления местных церквей. Здесь отчетливо видно, как в официальную живопись проникает народное начало.

*