Приход в Тольятти крупной торговой сети “Патэрсон” после пышной презентации и мощной рекламной раскрутки обернулся большим конфузом. Проработав неполных три дня, вчера универсам прекратил свою работу по причине отключения электроэнергии.

А ведь все так славно начиналось. Посланников Москвы (сеть универсамов “Патэрсон” родом из столицы нашей Родины) в нашем городе встретили радушно. Ими был арендованы площади в магазине, до недавнего времени именовавшемся “Михалыч”, на улице Мира. И закипела работа по реконструкции. Любопытные тольяттинцы с нетерпением ждали открытия нового универсама. Но судьба-злодейка повернула так, что развернуться в полную силу “Патэрсону” не дали. Через два дня после открытия здесь смолкло чиканье кассовых аппаратов, и стали потихоньку размораживаться холодильники, забитые всякой снедью для продажи. И все потому, что коммунальщики (МУПУ “ПОКХ”) безжалостно отключили рубильник, оставив универсам без электроэнергии. Хозяева магазина схватились за голову. Какой моветон! Шутка ли сказать, в холодильниках хранится скоропортящийся товар почти на шесть миллионов рублей! И побежали в ПОКХ (производственное объединение коммунального хозяйства) представители как фирмы “Михалыч” (арендодатель), так и компании “Патэрсон” (арендатор) бить челом, дабы не понести урон. Мол, верните нам электроэнергию, чтобы мы хотя бы вывезли продукцию. Сим просьбам коммунальщики вняли и отменили отключение на два дня. Вчера этот срок в 15.00 истек.

Почто обидели москвичей?

У многих тольяттинцев надолго осталась в памяти весна 2003 года, когда полгорода внезапно, на взгляд обывателя, осталось без сигнала, передаваемого по сетям кабельного телевидения. Но подобные козни коммунальщикам позволяет закон, в случае если потребители допускают нарушения. На сей раз демарш ПОКХ был направлен вовсе не на москвичей, покоряющих просторы Самарской области, а на их партнеров — фирму “Михалыч”, возглавляемую Алексеем Рощенко.

Три месяца назад “Михалыч” обратился в ПОКХ с просьбой выдать ему по установленной схеме технические условия. Обосновывалась просьба тем, что в магазине начинается реконструкция. Прежних мощностей не хватает, их собрались увеличивать. Таким образом, потребление электрической энергии должно было возрасти больше чем в два раза.

По словам коммунальщиков, они выдали предварительные технические условия, где черным по белому было расписано, что и в какой последовательности “Михалыч” должен сделать. Фирме оставалось подготовить проект, согласовать его во всех инстанциях, выполнить по нему работы и провести соответствующие экспертизы. После этого, как говорится, в добрый путь, открывайте магазин и радуйте своих клиентов.

Но, как уверяют коммунальщики, “Михалыч” нарушил все, что только можно было нарушить. В частности, не были выполнены предварительные технические условия. Не была предоставлена справка о том, что запрашиваемые мощности выкуплены у Самараэнерго. Не был получен допуск Госэнергонадзора. Причем, как объясняют ситуацию в самом ПОКХ, перечень “не” на этом не заканчивается.

На свой страх и риск?

Однако, как утверждают сами коммунальщики, их позиция зиждется отнюдь не на зловредности. По словам заместителя генерального директора МУП “ПОКХ” Сергея Петерайтиса, согласно правилам, существующим на территории Российской Федерации, в случае переоборудования объекта происходит изменение объемов потребления какого-либо энергоносителя (электроэнергии, воды или тепла), следует заново запрашивать технические условия во избежание сбоев, которые могут возникнуть. К примеру, брали 100 литров воды в день, а тут вдруг перешли на 10000. И не факт, что система справится с подобными возросшими нагрузками. Вот специалисты и просчитывают, какие изменения следует заложить в технические условия, чтобы надежность системы не снижалась.

Ни для кого не секрет, что с электропроводкой в городских домах дела обстоят не всегда благополучно. Нагрузки она выдерживает с трудом. К примеру, в Соцгороде зимой, когда электропотребление особенно высоко, порой вечерами лампочки в квартирах еле горят, а меломаны страдают из-за того, что невозможно включить музыкальные центры. На трансформаторной подстанции не хватает мощности, чтобы нормально выдавать нужное напряжение в сеть. Вместо 220 там 200 вольт. Скачки же напряжения чреваты тем, что легко выходит из строя бытовая техника. А не дай бог случится пожар или погибнут люди! В памяти свежи страшные события в Аргентине, где пожар в торговом центре унес жизни трехсот человек. Причиной послужило замыкание в электропроводке. “Патэрсон”, к слову сказать, как раз размещается на первом этаже жилого дома.

Поспешишь, людей насмешишь

Судя по документам, попавшим в наше распоряжение, отключение подачи электроэнергии в универсаме “Патэрсон” не было как снег на голову. Первое предупреждение о возможных последствиях руководитель “Михалыча” Рощенко получил еще в июле. Тогда инспектор ПОКХ, проводивший обход в магазине, с удивлением обнаружил, что были сняты старые счетчики и поставлены новые. Был составлен соответствующий акт. И в августовских актах, как раз накануне открытия магазина, совершенно четко указывалось: без допуска от Самараэнерго, без справки о выполнении технических условий подача электроэнергии будет прекращена. Но эти призывы были проигнорированы. То ли руководство “Михалыча” понадеялось на русское “авось”, то ли посчитало, что коммунальщики сыплют пустые угрозы. Но дело обстоит так, как обстоит. Завоевать Тольятти с шашкой наголо у москвичей не получилось. Никто из них, по всей видимости, даже предположить не мог, что провинциальный партнер себя так поведет. Хотя странно, при таком опыте работы в регионах споткнуться на элементарном. Сейчас ООО “Михалыч” в спешном порядке принялся выполнять технические условия. Об этом свидетельствует гарантийное письмо в ПОКХ, отправленное коммунальщикам за подписью Рощенко. В письме говорится, что разрешение на отпуск мощности от Самараэнерго по предварительной договоренности будет получено до 30 августа. Необходимый проект будет готов 18 августа, и после согласования со всеми службами его собираются реализовать до 30 сентября. И только после этого коммунальщики возобновят подачу электроэнергии на магазин. Тем более странно: на дверях универсама висит объявление о том, что будет он открыт уже сегодня.

Комментарии

Сергей Петерайтис, заместитель генерального директора ПОКХ по коммерческим вопросам:

— Мы не можем отключить того, с кем у нас нет договорных отношений. Я по большому счету не знаю, что такое “Патэрсон”, поскольку в нашей базе данных такой организации нет и договорных отношений с ней тем более. Мы отключили фирму ООО “Михалыч”, потому что у них не выполнены техусловия, не выкуплены мощности, не получен допуск энергонадзора. Они работают не в правовом поле.

По сути дела, фирма нарушила основополагающие элементы подключения электроэнергии. Их отключить можно за любой из перечисленных мной пунктов. А если им Самараэнерго”не продаст мощности? Скажет, что по какой-то причине нет технической возможности их увеличить. Что тогда? Тогда все остальное вообще бессмысленно, и “Патэрсону” просто придется съезжать из этого магазина. Либо перепрофилировать его, чтобы не было нужно такое большое количество энергопотребления.

Невыполнение техусловий может привести к жутким последствиям. Магазин находится в жилом доме. Он проработал всего два дня, когда люди были на дачах. Но осенью народ вернется в город, наступят холода, люди начнут пользоваться нагревателями, и энергопотребление резко возрастет. Будет максимальная нагрузка на сети. А если возникнет пожар? Не “Патэрсон” будет отвечать, а лично я, потому что я подписываю договор на постоянное электроснабжение.   

Прокомментировать ситуацию согласились также Алексей Рощенко (ООО “Михалыч”) и Игорь Михальченков, директор филиала сети “Патэрсон” в Самаре и Тольятти.

Вот только времени в течение дня, к сожалению, они так и не нашли. А жаль.

Елена Харченко

ИА «АРиА»

«Волга.Ру».

19 августа 2004 г. 16:06

«Волга.Ру»

*