В очередной раз, по причине неявки специалистов ряда служб, в Самарской губернской думе отменено совещание по проблеме сбора, утилизации и захоронения медицинских отходов на территории Самарской области. Поводом для планирования мероприятия послужила поступившая на имя председателя думы Виктора Сазонова 18 ноября прошлого года информация из Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры.

   Документ содержит выводы по результатам проверки соблюдения требований санитарного и экологического законодательства по сбору, временному хранению, обеззараживанию и размещению отходов, образующихся в лечебно-профилактических учреждениях. Представители природоохранной прокуратуры посетили центральные районные больницы и наиболее крупные ЛПУ столицы губернии (в том числе и частные). Подтверждено, что в ЛПУ образуются отходы классов А – Д, неправильная утилизация практически любого вида этих отходов может повлечь за собой плачевные последствия. Так, в класс Б, помимо одноразовых шприцов и иного использованного инвентаря, входят «органические и патологоанатомические отходы», которые проходят по классификатору как «опасные рискованные отходы» (так как являются потенциально инфицированными). Класс В составляют материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями, класс Г – просроченные лекарственные средства и препараты, в том числе пресловутые ртутьсодержащие предметы. К классу Д относятся радиоактивные отходы.

   Нарушение федерального закона «Об отходах» отмечено практически во всех ЛПУ. Договоры на захоронение биологических отходах на момент проверки отсутствовал практически во всех районных ЛПУ, причём, например, в Борском районе биологические (послеоперационные) отходы были обнаружены на территории больницы на открытой площадке. В Самаре с захоронением биоотходов дела обстоят лучше: их сбором занимается специализированное предприятие (МП «Спецкомбинат»), однако без нарушений также не обошлось: так, в диагностическом центре люминесцентные лампы хранились в нарушение всех санитарных требований, в областном онкологическом диспансере не созданы условия для сбора отходов и т. п. Частные клиники просто не имели лицензии на размещение отходов. Руководители учреждений-нарушителей, по постановлению прокурора, привлекались к административной ответственности, однако решить проблему так никто и не попытался. При этом «нарушителями» в этой ситуации можно назвать не только конкретные ЛПУ, но и целые муниципальные образования. Так, в Самаре неоднократно ставился вопрос об оборудовании печи по сжиганию трупов ВИЧ-инфицированных и поражённых гепатитом В и С, но конкретных шагов до сих пор власти не предприняли. В Самаре и ряде других муниципальных образованиях области отсутствуют нормативные акты, которые определяли бы меры по упорядочению обращения с медицинскими отходами.

   По результатам проверки прокуратура заключает, что практически 100% областных ЛПУ не имеют ни условий, ни оборудования для временного накопления и сбора отходов. Серьёзной причиной сложившейся ситуации является и недостаточное финансирование учреждений, и отсутствие льгот для ЛПУ по оплате услуг на транспортировку и размещение отходов. По мнению природоохранной прокуратуры, на сегодняшний день в области складывается обстановка, угрожающая и здоровью населения, и состоянию окружающей природной среды.

*