В 60-70-е годы разведение голубей было просто повальным увлечением. Это время ознаменовалось всеобщей страстью к этой птице. Пожалуй, не было чердака или сарая, в котором какой-нибудь любитель не обосновал бы свою голубятню.

«Телевидения тогда еще не было, — говорит Владимир Петрович. — Первые телевизоры с маленьким экранчиком в Куйбышеве появились году в 1961-ом… Чем нам было еще заниматься?.. Потом начали сносить старые дома, строить новые, голубятни многим просто негде было поставить, и увлечение стало мало-помалу убывать. Я же всю жизнь прожил в частном доме, сейчас на его месте построил себе новый со специально оборудованным чердаком…»

Владимир Ганин разводит голубей с первого класса. Он занимается этим делом всю свою жизнь, посвящая своему хобби все свободное время. В детстве Владимир впервые приобрел себе пару гонных голубей, и с тех пор стал увлекаться этими птицами. «Меня шокировало их поведение, — вспоминает Ганин. — Их добродушие, влюбленность… Они целовались, нежно заботились друг о друге…».

Надо сказать, что голуби действительно очень трогательно относятся друг к другу. Они воркуют, перебирают друг у друга перышки…Перед спариванием голубка выпрашивает у голубя зернышки. И он кормит ее. Именно этот голубиный ритуал в народе называется поцелуем.

Сейчас на чердаке у Владимира Петровича проживает около 650 голубей с птенчиками со всего бывшего Советского Союза. Два года назад эта цифра приближалась к девятистам, но голубиную стаю пришлось подсократить – кого-то продать, а кого-то просто подарить. Слишком хлопотно ухаживать за такой оравой голубей, даже несмотря на то, что следить за птицей, кормить ее Владимиру Петровичу помогают еще два человека.

«После работы я ежедневно часа по три-четыре занимаюсь с голубями. Жена частенько выговаривает мне: «Кого ты в конце концов больше любишь, меня или своих птиц?». Но у меня всего только один недостаток – это мои голуби. Я не пью, не курю, во всем положительный. А с этой моей страстью, я думаю, можно смириться».

Весь двор дома Владимира Ганина обставлен большими вольерами, сделанными им самим. На чердак поднимается лестница, и повсюду множество клеток. Голуби в этом доме занимают едва ли не большую территорию, чем сами хозяева. У каждой пары голубей – свое гнездо, вольеров всего восемь, в половине из них есть место, чтобы голуби прогуливались на свежем воздухе. «Я год держу голубей в вольерах с выходом на улицу и год — на чердаке в закрытом помещении, — рассказывает Владимир Петрович. – Я просто не имею другой возможности, поэтому то одни видят солнце, то другие. Год в тюрьме, год на свободе, вот так вот…» О том, насколько трудоемко содержать птицу в таком количестве, свидетельствует хотя бы то, что песочек, по которому гуляют голуби, ежедневно собирается и просеивается… А еще кормежка, уход за птенцами, болезни…

В 60-70-е многие предпочитали разводить так называемых гонных голубей, то есть тех, которых «гоняют». Гонные голуби ценятся своими летными качествами и очень красиво смотрятся в небе. Голуби породы «турманы», например, совершают в воздухе ну просто фигуры высшего пилотажа. Они кувыркаются в небе, как реактивный самолет, начинают стремительно терять высоту, проходят низко над землей, а потом снова устремляются ввысь. Есть голуби, парящие в воздухе, как жаворонок, есть такие, что при полете складывают крылья в форме серпа или машут ими наподобие бабочки. В общем, стая летных голубей в небе – зрелище, необыкновенно красивое.

Раньше любители-«голубятники» старались во что бы то ни стало заполучить себе хорошего голубя. И если уж на покупку не было денег или еще что-нибудь не складывалось, то вожделенную птицу пытались подманить и украсть. Сейчас же голубеводство перешло на принципиально другой качественный уровень. «Голубятники» разводят птиц не для того, чтобы только их «гонять». Преимущество теперь отдается более дорогим так называемым «статным» породам, а голубеводы увлекаются селекцией. Так что ворованные голуби-одиночки им не нужны. «Чего сейчас поймаешь-то? Чего тебе не надо, — говорит Владимир Петрович. – Это раньше ловили голубей на спор, выпускали свою птицу и определяли, кто злее, кто быстрее сориентируется в ситуации. Сейчас голубеводство более пассивно, оно перешло к вольерной птице. Мы стараемся купить себе пару голубей, причем тщательно отобранных, проверенных на соответствие стандарту породы. Пара или несколько пар птиц берется для того, чтобы у них было потомство и можно было бы работать над улучшением породы».

В Симферополе самарские «голубятники» приобрели элитных голубей – крымских цветнозобых высоколетных. Это очень красивые птицы с расписной грудкой и пушистыми «сапожками» на лапках. Самарские голубеводы занимаются улучшением этой породы, и им нужны новые пары голубей для выведения потомства и совершенствования вида.

Если раньше каждый голубевод ездил в различные уголки нашей страны и соседних бывших республик сам, то теперь «голубятники», объединившись в сообщество, отправляют за птицей одного специалиста. Надо сказать, что выбор голубя – дело далеко не простое. Опытный голубевод может объездить в поисках нужной ему птицы не один регион страны. Голубей обычно приобретают парами. Особенно ценятся голубки. Дело в том, что они довольно часто бывают бесплодными, и поэтому здоровая голубка идет буквально на вес золота. Любители, продающие голубей, часто стараются подменить самочку голубем-самцом. Бывает, что для соответствия голубя стандарту ему выдергивают лишние перья. Только по прошествии времени обнаруживается, что голубь, что называется, бракованный. Учитывая то, что элитные голуби обходятся в среднем в 50$-100$ и выше, то ошибка дорогого стоит.

Клуб голубеводов под руководством Владимира Ганина был создан пять лет назад. Сейчас в него входят около двадцати «голубятников». «Любителей-то много, но людей, которые не просто развлекаются таким образом, а полностью вкладывают себя в это дело, развивают его, очень мало», — говорит Владимир Петрович. В клуб входят в основном люди среднего возраста. Молодежь сейчас, к сожалению голубеводов, увлекается совсем другими вещами.

Голубеводство – увлечение не только сугубо российское, это хобби охватило весь мир. Как правило, на выставки, проводимые в Москве, приезжают «голубятники» из Германии, Болгарии, Венгрии… Особенно ценятся на Западе волжские красногрудые голуби. Эта порода была выведена в Самаре и Сызрани полтора века назад, и с тех пор местные голубеводы работают над ее улучшением. К слову, один красногрудый голубь стоит до 250$.

«Я сейчас развожу чернохвостых голубей, которых у нас в Самаре очень мало, — рассказывает Владимир Петрович. — А порода удивительно красивая. Черный хвостик веером, низко опущенные крылышки, сильно оперенные ножки и венчик на головке. Эти голуби очень редки и в России. Я привез своих из Симферополя и Донецка. Сейчас «парю» их и пытаюсь отработать эту породу»,

Если волжских красногрудых в целях совершенствования породы скрещивают, например, с алтайскими шалевыми, то волжских черногрудых голубей спаривают с уральскими, привезенными из Казахстана. «Таким путем мы добиваемся более красивой стати», — говорит Ганин. Все эти голуби относятся к разряду «статных» голубей. Главное для них — не полет, а красота. Некоторые

из статных в состоянии возбуждения трясут шейкой, их так и называют — «трясуны». Другие раскачиваются всем телом и называются «качуны». «Качуны» особенно красивы: грудка у них так выгнута вперед, что можно провести вертикальную линию от носика до лапок. Выгнутая грудь и покачивание придает голубям этой породы особенную важность и многозначительность.

Статную птицу разводить сложно. Декоративные голуби не летают, а только ходят. Они утратили свои летные качества. Поэтому физическое состояние их ослабленное, и больше одного птенчика выкормить они не могут. Для остального потомства подыскивается «кормилка». В качестве нее достаточно часто используется уфимский голубь. Декоративных голубят подкладывают под более активную птицу, она выкармливает их и зобным молочком укрепляет иммунитет статных птенчиков.

У Владимира Петровича дома живут голуби из двадцати различных местностей. Есть николаевские, ростовские, пермские, казанские, кировские, харьковские…

Ганин сам ездил всю жизнь по стране и собирал их. Самые «древние» голуби, которые имеются у него, – это так называемые египетские карьерные голуби. «Это предки почтовых голубей, — рассказывает Владимир Ганин. — Они очень интересные. Такие носатые, и шея у них длинная, почти как у страуса. В Египте их использовали для переноса различных посланий». Кстати, и сейчас почтовые голуби очень ценятся, они одни из самых дорогих на голубином рынке. Владимир Петрович вспоминает, что однажды, лет пять тому назад, видел по телевизору, как пару почтовых голубей продали за 300 000$. “А в Москве почтовиков смело продают за сумму от 1000 до 10 000 долларов. Конечно, сейчас никому нет необходимости отправлять письма с голубями…Однако птицы все-равно оцениваются в зависимости от того, на какое расстояние они способны летать. Бывает, что голуби преодолевают по 4000 километров, причем достаточно быстро, и возвращаются назад. В связи с этим хочу рассказать смешной случай. Нашим морякам за границей тамошние голубеводы довольно часто вручают своих почтовиков для того, чтобы моряки выпустили их у нас в России. Иностранцы хотят таким образом узнать, может ли их голубь реально преодолеть такое расстояние. Я был в Ейске на Азовском море и видел, как наши смекалистые люди только сойдя с корабля сразу птиц продают. Пусть дешевле, чем они реально стоят, но им же главное – выручить деньги. А иностранцы сидят себе дома и ждут, когда же их голубь вернется. Не знают они, с кем связались…»

«Каждого своего голубя я знаю, что называется, в лицо, — признается Владимир Петрович. — Даже сами они себя так не знают, как я их. Чтобы заниматься разведением голубей, надо быть очень увлеченным человеком». Ганин уверен, его миссия на Земле – возродить увлечение голубями: «Человек в конце концов должен вернуться к природе. Такая красота, как голуби, не может исчезнуть, она должна сохраниться».

Сергей Ишков

№ 345 2004-08-09

«Русский курьер»

"Русский курьер"

*