По решению суда их должны выселить из квартир без права предоставления другого жилья. Собравшим чемоданы людям, похоже, не остается ничего другого, кроме как переселяться в палатки.

Ровно десять лет назад мясокомбинат города Тольятти, на котором дела тогда шли успешно, построил для своих сотрудников многоэтажку по адресу: улица Татищева, 10. Около семи десятков квартир в ней досталось тем работникам, которые до этого вообще не имели жилья. Прошло время, и предприятие ТМК «Лидер» обанкротилось. В результате – большие долги перед кредиторами, в бюджеты разных уровней. Спасая положение, руководство «Лидера» оборудование и другие ликвидные активы перевело на дочернее предприятие — мясокомбинат «Тольяттинский». Переводить сотрудников «Лидера» в новую организацию руководство не сочло нужным. Людей «принудительно уволили». Работники завода-банкрота написали заявление об увольнении, а уже на следующий день они стали сотрудниками МК «Тольяттинского». И все это было бы лишь пустой формальностью, если бы не одно «но». Дело в том, что уволенные с «Лидера» люди жили в доме на ул. Татищева на основании договоров аренды. То есть квартиры были служебными. А если человек уволился с предприятия, выдавшего ему квартиру, то он, естественно, должен ее покинуть. Нечего и говорить, что, прожив в своих квартирах столько лет, люди, не собиравшиеся менять место работы, привыкли считать их своими. Увольняясь с «Лидера», никто из них не думал, что, в конечном счете, это приведет к потере жилья. Сейчас готовящиеся бомжевать тольяттинцы говорят, что тогда у них просто не было выхода. «Мы были вынуждены подать заявление и тем самым подписать себе приговор, — так считает жительница 28-й квартиры Инесса Самыкова. – Нам сказали, что, если мы останемся на заводе «Лидер», то будем получать максимум 450 рублей в месяц».

Надо сказать, что вообще-то, людей незачем было увольнять. Если бы переход с «Лидера» на «Тольяттинский» оформили переводом, то не было бы и оснований выселять кого-то из служебных квартир. Но этого не произошло.

Дом на ул. Татищева было решено продать за долги предприятия-банкрота. Руководство мясокомбината сообщило его жильцам, чтобы они готовились освобождать квартиры, так как с увольнением с «Лидера» они потеряли право их занимать. Для людей, не ожидавших подобного подвоха, это было как гром среди ясного неба. Фактически их вместе с детьми выбрасывали на улицу. Сопротивляясь выселению, работники комбината обращались за помощью к местным чиновникам, писали письма с жалобами мэру Тольятти Николаю Уткину и губернатору Самарской области Константину Титову. В отчаянии дошли даже до Президента Владимира Путина, но все тщетно. Между тем, людей торопили. Когда надоело уговаривать съехать по-доброму, начали грозить.

В середине осени прошлого года жильцам предложили выкупить свои квартиры. Нечего и говорить, что, несмотря на то, что людям предоставили рассрочку платежа, для большинства из сотрудников МК выплатить сумму за квартиру было абсолютно нереальной вещью.

Вот уже второй год люди живут на чемоданах. Из дома их медленно, но верно выживают. Уже давно отключили лифт, закрыли (заварили крышки сваркой) мусоропровод. Но жильцы все терпят. Им просто некуда больше идти. Например, 30-летней Ольге Андреевой с маленьким ребенком в случае выселения придется бросать все и уезжать к родителям за 2000 км от Тольятти. Или жить на улице… Других вариантов нет.

Совершенно непонятно, почему жилой дом вообще решили продавать за долги. Как социально значимый объект он должен был перейти на баланс муниципалитета. Сейчас этот вопрос решается в арбитражном суде Самарской области. В мэрии Тольятти говорят, что будут защищать выселяемых людей, постараются сделать все, что можно. И все же в благоприятный исход дела вериться с трудом. Договоры аренды служебных квартир были заключены по закону. Городской бюджет давно принят, и лишних денег на покупку дома у мясокомбината в казне Автограда нет. В одном из своих интервью первый заместитель мэра Тольятти Николай Ренц сказал, что даже, если бы администрация города «предусмотрела средства, и мы бы построили либо купили жилье, то мы бы это жилье должны были бы распределить только очередникам».

Социального жилья для выбрасываемых на улицу сотрудников мясокомбината тоже нет.

На сегодняшний день 21 квартира из 37 по решению суда уже продана. Судебным решением, вынесенным 2 июля, гражданам надлежит покинуть свои жилища. Суд подтвердил право собственника распоряжаться недвижимым имуществом по своему усмотрению. Еще 35 человек ждут аукциона, назначенного на 20 августа. В этот день на продажу выставят оставшиеся 10 квартир, и, скорее всего, они тоже будут проданы. Как будет проходить выселение людей, среди которых – дети и пенсионеры, неизвестно. Ясно, что без боя жильцы дома на ул. Татищева свои квартиры не отдадут: ведь это единственное, что у них есть.

Сергей Ишков

«Русский курьер»

№ 345 2004-08-09

"Русский курьер"

*