В наши дни, впрочем, как и сто, и тысячу лет назад, у человека всегда есть и был постоянный интерес к погоде. Но не к той, что сейчас (её то мы видим), и не к прошедшей (знание влагозапасов в прошлогоднем снеге нужны лишь горстке узких специалистов), а к той, что будет.

Можно ли назвать более благодатную тему для поддержания беседы, чем тема о погоде? Когда ругать больше некого, начинают ругать синоптиков: плохо, что капля долбит камень, а не синоптика. Каждый обязательно вспомнит, как мок под непредсказанным дождем, парился под «незапланированным» солнцем. Каждый раз, когда говорить больше не о чем, начинается разговор о погоде, вернее жалобы на неё. То нам слишком сыро и холодно, то чересчур сухо и жарко, то пасмурно, то солнечно, то тихо, то штормит…

Интерес к погоде, вернее к ее прогнозам, не случаен. От ее капризов и метаморфоз не было защиты у наших предков, почти нет и у нас. Погода влияет на наше самочувствие, обостряет болезни, диктует как одеваться, парализует работу транспорта, определяет урожаи, нарушает ритм жизни целых государств из-за засух, наводнений, снегопадов, смерчей…

Поэтому уже с древних времен человек искал способы предсказаний будущей погоды, находил иногда какую-то связь между текущей и будущей погодой, наблюдал реакцию растений и животных на ее изменения, из поколения в поколение передавал замеченные особенности в виде примет. Эти приметы постепенно трансформировались то в складные и забавные выдумки, то в мудрые и не лишенные научного смысла поговорки. Большинство из них ценны как памятники устного народного творчества, но некоторыми (очень немногими) приметами можно пользоваться и в наши дни.

Например, народная примета «Много снега, много хлеба» ничуть не противоречит действительно существующей зависимости урожая, при прочих равных погодных условий, от количества выпавшего снега. Как показывают исследования, от снега пашня получает примерно треть годовых ресурсов влаги, а в Поволжье до половины. Отсюда и особая важность снежной мелиорации — накопления и задержания снега на полях.

      

Но снег не только будущая влага. Крестьяне давно заметили, что «Снег землю утучняет», «Снег на овес — тот же навоз». Как показали исследования ученых, на землю со снегом выпадает от 10 до 50 кг различных веществ на гектар поля. Одного только азота до 5-7 кг. Вот почему летом количество азотистых соединений в почве оказывается пропорциональным количеству сошедшего снежного покрова.

      

Справедлива примета: «Не бойся зимы, бойся отзимка». Действительно, заморозки часто приносят значительный вред озимым сельхозкультурам, садам и огородам. Установлено, что заморозки ниже -5°С, как правило, отрицательно влияют на урожай зерновых культур. А при заморозках -8 -10°С урожай снижается на 40-60%. Если же озимые выходят из-под снега ослабленными выпреванием, вымоканием и т.д., то для них заморозки до -8°С становятся опасными, а -10 -12°С губительными.

      

Еще губительней заморозки для садов. Распускающиеся цветочные почки яблони, например, гибнут при 4-х часовом воздействии заморозка -8°С, бутоны цветов гибнут при -4°С, цветки — при -3°С, а способность опыления рыльца теряется уже при -1 -2°С.

   

Интересно отметить, что такая тенденция погодных явлений, как увеличение числа гроз в начале августа, наступление сильных морозов в середине января (крещенские морозы), возврат майских холодов (утренников), сентябрьских возвратов тепла (бабье лето) была давно замечена в народе и нашла отражение в приметах о погоде. Однако, приметы, типа «Какова Анисья (6 февраля) такова и весна», «Мокрида (1 августа) мокра и осень мокра», «Какова Евдокия (14 марта) таково и лето» и другие нельзя воспринимать как нечто обоснованное и действительно наблюдающееся в природе. Такой простой зависимости будущей погоды от какого-то одного «ключевого» дня не существует. В справедливости этих утверждений может убедиться каждый, если проверит эти и аналогичные им народные приметы по фактической погоде. На сегодня, к сожалению, ни многовековая мудрость народа, ни современные научно-технические достижения не позволяют с достаточной точностью прогнозировать погоду даже на месяц, не говоря уже о сезоне.

Немногим более 20 лет назад в Самарском Гидрометцентре, в отделе метеорологических прогнозов, проводилась работа по проверке эффективности значительного числа народных примет. Ну что тут можно сказать? В целом, эффективность их составила 50%. Конечно, это мизерный показатель. Сродни брошенной монете: в момент броска загадываешь: решка – тепло, орёл – холодно (сухо — дождливо) и т.п. Надо сказать, что даже месячные прогнозы Росгидромета не подлежат широкому распространению из-за их низкой (68% в среднем) оправдываемости.

Буквально на днях были проанализированы среднемесячные и экстремальные температуры воздуха января в Самаре за последние 20 лет. Помимо значительного повышения средних январских температур, по сравнению со среднемноголетней (климатической) нормой –12,3 градуса, обнаружилось, что абсолютные минимумы их часто приходятся на 3, 9 и 13 января, но никогда – на 7 и 19, то есть непосредственно на Рождество и Крещение. Впрочем, максимальные температуры на эти дни тоже не приходятся. Если по-простому: бывает холодно, бывает тепло, но не так чтобы слишком.

Назовем еще две причины из-за которых народные приметы просто не могут «работать» в полную силу – это время и место. Надо сказать, что почти все приметы, которыми мы пользуемся (взятые из «Месяцеслова» В.И. Даля или «Календаря русской природы» А.Н. Стрижева) имеют довольно почтенный возраст – минимум столетие-полтора. А климат наш, особенно за последние полвека, сильно изменился. Но главное (и так было всегда) у каждой кочки свой микроклимат, то есть закономерности, обнаруженные в болотистых лесах Брянщины не имеет смысла распространять на лесостепные просторы Поволжья.

Даже при переносе метеостанции, например на 500 метров, в течение года обязательно проводятся параллельные наблюдения и только если метеопараметры на новом месте не превысят определенного критерия, на него распространяются климатические характеристики прежнего места. В противном случае метеорологический ряд начинается с нуля.

Хочется предупредить доверчивых теле-радиослушателей, да и потребителей печатной продукции вот о чем. Многие СМИ не заключив договора с Гидрометцентром, тем не менее, регулярно помещают прогнозы погоды и ее фактические данные. Это либо «заимствованная» информация от ФОБОС (которую СМИ не имеют права распространять), либо «самопальные наблюдения» самих СМИ, что еще хуже, поскольку расхождения с официальными данными о температуре, давлению или влажности воздуха могут достигать десяток единиц.

Так что если вместе с прогнозом вы не услышите фразу: «По данным Самарского Гидрометцентра» — держите ухо в остро – в этот момент вам просто вешают на него лапшу. Тут при любом раскладе синоптик не виноват. Ну а «виноват» он бывает в семи случаев из ста, потому, что прогноз в среднем оправдывается на 93%.

Кстати, это очень даже неплохой показатель не только по российским, но и мировым меркам. Может быть в Западной Европе или США он на 1-2% выше, но там и средств в Гидрометслужбу вкладывается на два порядка(!) больше, чем у нас.

Иногда обыватели спрашивают, почему прекратили выпускать календари погоды? А что это вообще такое? Давайте разберемся. Их возникновение связано с первыми попытками людей систематизировать свои наблюдения за погодой и ее изменениями. Еще в 5 веке до    н. э. греческий астроном Метон ввел обычай выставлять на городских площадях мраморные таблицы, на которых отмечались наиболее важные явления погоды и даты их наблюдения. Эти таблицы назывались парапегмами, и ими пользовались для предсказания погоды будущей. Метон утверждал, что в явлениях погоды существует 19-летний цикл, а его соотечественник Эвдокс считал более правильной 4-летнюю периодичность.

Календари погоды существовали и в Древнем Риме, были они и в Индии (в них делалась попытка предсказания времени начала и интенсивности муссонных дождей). Расцвет увлечения подобными календарями приходится на средние века, и среди самых интересных следует назвать так называемый столетний календарь. История его создания уходит ко времени окончания Тридцатилетней войны, к середине 17 века. В те времена в одном из монастырей Западной Европы аббат Маврикий Кнауэр, решив установить закономерности хода погоды, завел особый дневник, в который, не пользуясь абсолютно никакими приборами, делал ежедневные записи, типа: «Утром облачно, в полдень солнце, после полудня снова облака, вечером ветер и дождь». В своих поисках примет погоды он исходил из совершенно неправильного представления, что яркие небесные светила (прежде всего видимые невооруженным глазом Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) оказывают непосредственное влияние на погоду.

Чтобы получить «священное» число семь, прибавили еще Солнце и Луну. Считалось, что погода в том или ином году зависит от одного из этих светил и, таким образом, отличается своеобразием; например, год Марса считался теплым и сухим. Предполагалось, что весь цикл будет повторяться каждые 7 лет. Кнауэр проводил наблюдения с 1652 по 1658 год, а когда 7 лет прошли, и подтверждений гипотезе не последовало, аббат перестал вести дневник, но обнаружив в своих записях повторявшиеся в течение года состояния погоды, он издал для соседних монастырей советы по ведению хозяйства с учетом этого хода. Так или иначе, эти записи представляли собой первые бесприборные регулярные метеорологические наблюдения, которые и по сей день можно использовать для климатических обобщений.

Одна из копий дневника попала в руки эрфуртского шарлатана-врача Хельвига, занимавшегося астрологией. Он издал для 1701-1800 годов астрологический календарь, а чтобы тираж лучше расходился, поместил в нем записи Кнауэра, выдав их за предсказания погоды. Через каждые 7 лет звездочет просто повторял записи вновь, а дни, в которые аббат из-за болезни наблюдений не вел, заполнил по своему разумению… Надо ли говорить, что бред сей все же имел иногда тенденцию оправдываться, что и позволило ему просуществовать столь долгое время.

С 1999 года Гидрометцентр РФ разрабатывает свой прогноз погоды по дням на год (чем не календарь погоды!). Автор Н.С. Сидоренков. Метод, учитывая космические факторы, позволяет прогнозировать экстремальные температуры воздуха. Пока он на испытании и по понятным причинам особо широко не афишируется.

Но все-таки как простому смертному, без карт, синоптиков и предсказателей узнать какая будет погода? Можно предложить почаще смотреть в небо. Около 60% Земного шара всегда окружено облаками. Соответственно и приметы, связанные с цветом, высотой, формой и движением облаков предпочтительнее всех остальных примет.

Например, дождя не будет, если:

— облака после возникновения больше не развиваются в высоту, а расстилаются в горизонтальной плоскости (это так называемые кучевые облака хорошей погоды), если наблюдаются облака с резкоочерченными границами – это также облака хорошей погоды, но при условии – если эта четкость сохраняется;

— происходит непрерывное рассеяние недавно образовавшихся облаков;

—   образуются башенкообразные облака, которые постоянно распадаются.                                                                     

Дождь будет, если:

— на небе появились перистые облака, а под ними кучевые, в которых отчетливо заметно вращательное движение и значительное перемещение облаков, небо заметно темнеет, над всем горизонтом словно по фронту поднимается ряд облачных башен. Это настоящее генеральное наступление непогоды. Оно развивается быстро и бурно. Небо все больше затягивают белые слоистые облака, солнце заметно темнеет. Облака буквально повисают или проносятся клочьями над головой;

— изменяется вершина кучевого облака, оно разрастается, границы его становятся размытыми, но еще нужно учитывать направление движения — идет ли облако на нас или пройдет стороной.

И еще. Улучшение видимости перед осадками – признак ненастья. Объясняется это тем, что притекающие воздушные массы всегда перемешивают или вытесняют старый, застоявшийся, загрязненный воздух, и тем самым производят его очистку.

Есть еще некоторые признаки, по которым с большой долей вероятности можно судить о предстоящих изменениях погоды. Так обычно красноватый закат солнца и окраска сумерек могут измениться и приобрести желтоватый или желтовато-белый оттенок. Все эти изменения возникают вследствие либо увеличения влажности воздуха, либо накопления в нем частиц пыли; этими изменениями окраски частично объясняются и так называемые утренние зори. Но под утренней зарей подразумевают не окраску безоблачного горизонта, а цвет облаков. Из этого следует, что воздушное пространство около облака насыщено влагой и в этом смысле красная заря действительно представляет признак дождя. Вечерняя красная заря на водяных облаках также предвещает дождливую погоду. Ясную погоду предвещает вечерняя заря, при которой красноватый цвет имеет чистое безоблачное небо на горизонте там, где зашло солнце.

Высокие перистые облака, состоящие из ледяных кристаллов, могут иметь   красно-розовую окраску самых различных оттенков и, тем не менее, не предвещать осадков, если только эта облачность не связана с приближением теплого фронта.

            

Вот примерно так можно самому сделать прогноз погоды на предстоящие сутки. Более отдаленные изменения погоды можно предсказать только с помощью точных приборов и хорошего знания метеорологии.

*