Регионы о проблемах жилищно-коммунальной реформы. Самарская Губернская Дума
Регионы о проблемах жилищно-коммунальной реформы (Отзывы и предложения представительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации к проекту доклада «Экономические проблемы реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов»)
Самарская Губернская Дума
Изучив проект, считаем необходимым отметить следующее.
В разделе 1 проекта отмечено, что основным направлением бюджетной поддержки реформы жилищно-коммунального хозяйства должно быть целевое выделение средств на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов. Несомненно, указанное направление важно для развития жилищно-коммунального хозяйства, однако проведение мероприятий по техническому перевооружению объектов инженерной инфраструктуры возможно также за счет привлечения внебюджетных инвестиций, поскольку сопровождается наличием экономического эффекта.
В настоящее время для муниципальных образований, наряду с модернизацией объектов жилищно-коммунального хозяйства, первоочередной задачей является обеспечение сохранности и обновления существующего жилищного фонда.
Обследование жилищного фонда свидетельствует о том, что техническое состояние жилых домов не соответствует современным требованиям. Внутридомовые инженерные системы находятся в изношенном состоянии. Для выполнения комплекса работ по реконструкции и ремонту жилищного фонда с применением энергосберегающих технологий (санации) необходимы значительные капитальные вложения.
Учитывая социальную значимость проблемы по улучшению технических характеристик жилищного фонда и соответственно условий проживания граждан, а также недостаток финансовых средств муниципальных образований на проведение указанных мероприятий, необходима государственная поддержка санации жилищного фонда. Именно комплексный подход к модернизации объектов инженерной инфраструктуры и обновлению жилищного фонда в соответствии с современными параметрами приведёт к снижению эксплуатационных затрат и к повышению качества предоставляемых услуг.
Кроме того, в разделе 1 проекта вводится понятие “минимальный набор жилищно-коммунальных услуг”, которое предлагается закрепить в Жилищном кодексе Российской Федерации как норму (“универсальная жилищно-коммунальная услуга”) по обязательному предоставлению минимального набора жилищно-коммунальных услуг в населенных пунктах Российской Федерации. Принимая во внимание, что предоставление гражданам жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии с установленными нормативами потребления с учетом местных особенностей благоустройства жилищного фонда, определение размера минимального набора жилищно-коммунальных услуг является проблематичным. Например, в ряде сельских населенных пунктов Российской Федерации имеется возможность предоставить населению только услуги по электроснабжению. Поэтому введение указанной нормы представляется нецелесообразным.
В разделе 3 проекта затрагиваются вопросы предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и формирования системы адресного субсидирования. В настоящее время социальная защита граждан при оплате за жилищно-коммунальные услуги осуществляется в основном структурными подразделениями предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку эта функция им несвойственна и их основная задача — управление объектами жилищно-коммунального хозяйства и предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, необходимо рассмотреть возможность передачи функций по начислению гражданам льгот и субсидий органам социальной защиты.
В раздел 6 проекта об основных предпосылках создания инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо дополнить следующее:
“В целях привлечения в отрасль долгосрочных частных инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение объектов жилищно-коммунального хозяйства должна быть осуществлена обязательная регистрация объектов жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время процесс регистрации основных фондов на территориях муниципальных образований начался, однако ограниченность местных бюджетов сдерживает его и соответственно не позволяет развивать договорные отношения, основывающиеся на долгосрочных инвестициях. В связи с этим существует необходимость создания льготных условий для регистрации объектов инженерной инфраструктуры либо выделение муниципалитетам единовременной государственной поддержки на указанные цели”.
Раздел 10 проекта дополнить следующими положениями:
1) “К разделам 2,3
…3) Правительству Российской Федерации необходимо ускорить разработку нормативных правовых актов, предусмотренных Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики”;
правила содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях;
стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг;
методика перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества”;
2) К разделам 5,6
“… 4) В целях развития инвестиционной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве принять закон “О концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства”, разграничивающий полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по нормативно-правовому регулированию в указанной сфере”;
3) “К разделу 7
…4) Дополнить проект Градостроительного кодекса Российской Федерации (по состоянию на 7 апреля 2004 года) нормами, определяющими порядок и условия регистрации и учета инвестиционных договоров в сфере долевого строительства жилья и объектов инженерной инфраструктуры”.
Заместитель председателя комитета Н.Ф. Мусаткин
Регионы о проблемах жилищно-коммунальной реформы (Отзывы и предложения представительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации к проекту доклада «Экономические проблемы реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов»)/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 19 (239)
*