9 июля в Москве состоялось очередное заседание Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ (Совета законодателей) с участием Президента РФ Владимира Путина.

Темой заседания стало законодательное обеспечение разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Самарскую область на заседании представил председатель Самарской губернской Думы Виктор Сазонов, который выступил с докладом по данному вопросу.

Уважаемый Президент Российской Федерации!

Уважаемый председатель Совета Федерации!

Уважаемые коллеги!

Для меня сегодня большая честь и высокая ответственность выступать на этом форуме, представляя Самарскую область, и довести до вас, уважаемые коллеги, нашу позицию по совершенствованию системы разграничения полномочий между органами власти.

Мм с вами находимся на важнейшем историческом этапе. Проводимая реформа публичной власти в России имеет судьбоносный для страны характер. Она направлена на создание принципиально новой схемы управления государством.

Все мы помним, как в начале девяностых годов регионам было предложено: «берите суверенитета столько, сколько сможете унести». И ведь брали_ Что же получилось? Сегодня мы видим последствия. В субъектах Федерации было принято много законов, противоречащих Конституции России и федеральным законам.

Упорядочению правового пространства, казалось, должно было способствовать подписание Федеративного договора и договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Но в то же время это привело к неравенству регионов в отношениях с центром.

Как отметил Президент Владимир Владимирович Путин в своем Послами Федеральному Собранию в 2000 году, «мы создали «острова» и отдельные «островки» власти, но не возвели между ними надежных мостов».

Сегодня работа по разграничению полномочий осуществляется в совершенно иных условиях. Субъекты Федерации обрели равноправие, и разграничение полномочий основывается на предоставлении равных возможностей всем регионам. Безусловно, здесь сыграла важную роль государственная стратегия построения единого правового пространства на всей территории России.

Президентом была поставлена важнейшая задача: в кратчайшие сроки сформировать надежную систему четкого разграничения полномочий между различными уровнями власти. Добиться ответственности органов власти за принимаемые решения, приближения власти к народу.

Первым результатом этой работы стало принятие двух фундаментальных законов:

— О внесении изменений в Закон об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации;

— Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Сегодня мы находимся на этапе приведения отраслевых правовых актов в соответствие с положениями этих законов. Я имею в виду последний подготовленный Правительством проект федерального закона, который вносит изменения в свыше 150 нормативных актов по вопросам разграничения полномочий.

Но, к сожалению, анализ законопроекта свидетельствует о значительном сужении полномочий региональных органов власти. И это вызывает серьезную обеспокоенность.

Фактически ликвидирован институт собственных полномочий регионов, вытекающих из Конституции России. Исключаются многие полномочия субъектов Федерации по предметам совместного ведения.

Приведу несколько примеров. Достаточно посмотреть на изменения в Лесной и Водный кодексы; законы об охране окружающей среды; о недрах. Региональные органы власти вообще исключаются из сферы регулирования лесных отношений. Аналогичные изменения предлагается внести и в Водный кодекс.

Существенно сокращаются полномочия органов власти субъектов Федерации в сферах недропользования и охраны окружающей среды.

В то же время данные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Более того, в отдельных случаях имеет место исключение региональных полномочий без передачи их на другие уровни публичной власти.

Так, например, действующая редакция Федерального закона о социальной защите инвалидов допускает определение регионами механизма квотирования рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Мы в Самарской области с участием всех заинтересованных лиц — работодателей, представителей общественных организаций инвалидов, ученых -основательно разрабатывали этот механизм. Был принят целый пакет правовых актов по этому вопросу. И что же? Теперь соответствующие полномочия предполагается изъять из компетенции регионов. В то же время в разработанном законопроекте отсутствуют предложения по закреплению этих полномочий за каким-либо другим уровнем публичной власти. При таком подходе неминуемо будут созданы проблемы для миллионов инвалидов, способных трудиться и ждущих поддержки от государства.

Я привел примеры необходимости более тщательной проработки положений законопроекта. Однако отмечу, что и в действующих законах имеются нормы, которые остаются нереализованными, потому что у регионов просто нет на то полномочий. Например, три года назад был принят Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю». До сих пор Правительством Российской Федерации не утверждены перечни земельных участков, на которые возникает право собственности Российской Федерации, регионов или муниципалитетов. В результате это приводит к тому, что в некоторых регионах приватизация большей части земли фактически не проводится. В других — осуществляется без учета законных интересов всех уровней публичной власти.

Мы полагаем, что субъекты Федерации и муниципалитеты должны иметь возможность закрепить свое право собственности на землю после прохождения упрощенной процедуры согласования с другими органами власти.

Продолжая тему централизации полномочий, хотелось бы отметить, что сегодня вместо рамочных законов по предметам совместного ведения все больше принимается законов прямого действия, не всегда учитывающих региональную специфику.

Оценивая ситуацию, позволю себе заметить, что провозглашенный сегодня важнейший принцип — максимального приближения власти к народу — не может быть реализован через централизацию подавляющего большинства полномочий.

При этом хотелось бы разъяснить нашу позицию.

Речь не идет о том, чтобы субъектам передать как можно больше полномочий.

Мы говорим исключительно об их рациональном разграничении, с тем чтобы они реально работали в интересах народа.

Например.

В соответствии с компетенцией региональных органов власти в Самарской области принят Закон «Об ипотечном жилищном кредитовании». Он предусматривает, в том числе, предоставление за счет средств областного бюджета существенных льгот по ипотечным кредитам для приобретения жилья молодым семьям. В конечном итоге реализация закона позволит не только решить жилищные проблемы молодежи, но и улучшить демографическую ситуацию в регионе. Это пример того, как полномочия субъекта Федерации позволяют решать непосредственные вопросы территории с учетом ее особенностей. И такие полномочия должны быть сохранены за регионами.

Но самая серьезная проблема разграничения полномочий кроется в области финансирования, межбюджетных отношений.

Глава государства четко определил: передача полномочий должна быть обеспечена соответствующими финансовыми ресурсами.

К сожалению, до сих пор не приняты изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые должны стать экономико-правовой основой для реализации разграниченных полномочий.

Без этого система законодательного обеспечения разграничения полномочий эффективно работать не будет.

Уважаемые коллеги!

Обозначенные проблемы требуют скорейшего разрешения. Сегодня назрела необходимость конструктивного диалога федерального центра и регионов. Эффективность распределения полномочий будет достигнута только в том случае, если органы власти субъектов смогут принимать активное участие в выработке принципиальных положений федеральных законов. И здесь хочу поддержать предложение С.М.Миронова о необходимости создания парламентского центра при Совете законодателей.

Также не могу не остановиться на некоторых, казалось бы, процедурных моментах. Мы уже не раз вносили предложения по увеличению срока рассмотрения федеральных законопроектов региональными органами власти до 60 дней. Действующий 30-дневный срок недостаточен для подготовки конструктивных предложений.

Еще один важный момент.

Мы полагаем, процедура привлечения широкой общественности к участию в работе над важнейшими законопроектами должна быть не только разработана, но и законодательно закреплена.

Приведу пример. Депутаты СГД сделали особый упор на привлечение к участию в процессе законотворчества самых широких слоев общественности.

Так, при комитетах Думы действуют общественные комиссии с участием специалистов-практиков, всех заинтересованных лиц; заключены соглашения о взаимодействии с общественными организациями, профессиональными союзами, с Союзом работодателей и предпринимателей Самарской области, также соглашения подписаны с депутатами Государственной Думы от Самарской области.

Закреплены конкретные механизмы взаимодействия с представительными органами власти муниципальных образований. Создан Совет и постоянно действующее собрание депутатов Самарской области.

Практика показывает, что все это способствует повышению качества принимаемых законов, делает их по-настоящему жизнеспособными, повышает роль законодательного органа власти субъекта Российской Федерации.

В завершение хотел бы привести актуальное и сегодня изречение великого мыслителя древности Цицерона: «благо народа — это высший закон». Полагаю, что только при взвешенном подходе, достигаемом совместными усилиями всех уровней и ветвей власти, проводимые нами законодательные реформы создадут стратегическую основу для успешного развития нашего государства и повышения благосостояния его граждан.

Спасибо за внимание.

«Самарские известия» от 13.06.04.

*