Проект Ту-334, из-за которого в конце декабря был уволен глава корпорации «МиГ» Николай Никитин (его обвинили в срыве сроков строительства самолета), утратил практически все шансы на реализацию. Официально проект не закрыт, но и реальных работ по его созданию уже не ведется.

Оказалось, что самолет не нужен ни российскому Минтрансу, ни киевскому заводу «Авиант», на который поступили заказы на строительство украинского конкурента российской «тушки» — Ан-148. Эксперты опасаются, что кадровая чехарда в «МиГ» может отразиться и на стоимости военных контрактов корпорации. С потерей гражданского самолета в корпорации «МиГ», похоже, смирились, корпорацию сейчас особо волнует судьба военных заказов.

Судьба Николая Никитина, восстановленного на работе 24 декабря судом, по-прежнему под вопросом. Интерфакс сообщил, что Юрий Коптев, глава «Росавиакосмоса», восстановив Никитина в должности руководителя корпорации, вновь его уволил на следующий день. В корпорации «МиГ» об этом решении не знают до сих пор. В неведении и сам Никитин, который с октября официально находится на больничном. «Меня не известили о восстановлении в должности и не ознакомили с приказом о новом увольнении», — сказал экс-глава «МиГ».

Источники в окружении Никитина сказали «Финансовым Известиям», что бывший гендиректор смирился с закрытием программы по созданию Ту-334, фанатичным сторонником которого он был раньше. Правда, директор программы по созданию Ту-334 Владимир Кравчук заявил, что руководство «МиГ» не намерено отказываться от участия в программе серийного выпуска этого самолета. Но иного заявления в силу своей должности он сделать и не мог.

Не отказывается официально от проекта Ту-334 и «Росавиакосмос». Юрий Коптев заявил, что самолет будут собирать совместными усилиями Казанского авиационно-производственного объединения (КАПО), ульяновского «Авиастар-СП», таганрогского авиапредприятия «Тагавиа» и киевского завода «Авиант». В коптевском списке не оказалось корпорации «МиГ», которая уже потратила $50 млн для налаживания технологического производства самолета в Луховицах. Глава «Росавиакосмоса» не уточнил, откуда будет взята эта сумма, чтобы организовать производство в других городах. Теоретически эти деньги может получить лишь КАПО, если на то будет воля главы Татарстана Минтимера Шаймиева.

Из названных предприятий уже сегодня готов к выпуску «тушки» лишь киевский «Авиант». Однако заявленная киевлянами стоимость самолета — около $14 млн плюс таможенные платежи — не под силу авиакомпаниям. Скорее всего наши соседи скоро охладеют к строительству российского самолета, поскольку на завод уже поступили заказы на строительство украинского Ан-148, прямого конкурента Ту-334. Об этой угрозе еще в прошлом году предупреждал министр транспорта России Сергей Франк. «Ту-334 будет строиться на киевском «Авианте», а в Харькове начнется выпуск самолета такого же класса — Ан-148. Как вы думаете, какая из этих машин будет ближе интересам Украины?» — спрашивал министр на одном из совещаний. Теперь антоновская машина стала ближе не только Украине, но и киевскому авиазаводу непосредственно.

С потерей гражданского самолета в корпорации «МиГ», похоже, смирились, корпорацию сейчас особо волнует судьба военных заказов. Эксперты опасаются, что кадровая неразбериха может отрицательно сказаться на готовящемся к подписанию многомиллионном контракте на поставку в Индию истребителей «МиГ». Напомним, что осенью Индия, воспользовавшись неожиданной отставкой Никитина, выдвигала требование о снижении стоимости контракта на 5-10 процентов. Это примерно $35-70 млн.

Справка «Известий»

Ту-334, работы над которым начались в 1986 году, должен был заменить Ту-134. Однако его сертификационные испытания не завершены до сих пор. Серийное производство планировалось наладить в Таганроге — на базе АНТК им. Бериева, знаменитого разработками гидросамолетов. В 2001 году российское правительство решило от гидроавиастроителей передать проект военным. Тогда в Луховицы из Таганрога был доставлен недостроенный фюзеляж, который и стал причиной для увольнения Николая Никитина.

Всего построено четыре Ту-334. Одна машина проходит программу летных испытаний, две — наземные испытания. Еще один самолет достраивается на Украине — на киевском заводе «Авиант».

16.01.2004 16:16

Источник: www.izvestia.ru/economic/article43055

Live News