О существовании в России банковского кризиса заявил в четверг вечером Андрей Илларионов, экономический советник президента страны. «Очевидно, что налицо банковский кризис, — сказал он. — Ситуация, когда выражение «банковский кризис» стало запретным, абсурдна и нелепа, так как решение проблемы начинается с правильной идентификации вопроса».

«Банковский кризис выражается во многих вещах, в частности в набеге вкладчиков на банки, — добавил советник президента. — Июльский банковский кризис 2004 года, как и любой другой экономический кризис, — результат соответствующих действий властей, начиная от органов финансовой разведки».

Причины и следствия

В определенной степени слова Андрея Илларионова противоречат заявлению, с которым выступил в четверг российский президент, подчеркнувший, что макроэкономическая ситуация в России служит «самым убедительным сигналом» для иностранных инвесторов. Об этом Владимир Путин сказал в ходе российско-германской деловой конференции с участием канцлера Германии Герхарда Шредера.

Мнение российского президента во многом разделяет и влиятельное международное рейтинговое агентство Moody»s, которое в четверг подтвердило суверенный рейтинг России на текущем уровне. В докладе Moody»s отмечается, что нынешние «негативные события» в банковской сфере, вероятно, не подорвут здоровых макроэкономических основ российской экономики в средне- и долгосрочной перспективе.

С такой оценкой — по крайней мере в том, что касается фундаментальных предпосылок сложившейся ситуации и долгосрочной перспективы, — согласен, по всей видимости, и Андрей Илларионов, подчеркнувший, что «никаких провалов рынка нет». Как отметил советник президента, лучшим выходом из этой ситуации стала бы либерализация банковской системы и освобождение ее от влияния правительства.

Тем не менее, определенное влияние властей на финансовую сферу, очевидно, сохранится в любом случае. В нынешних условиях она выражается в намерении государства стимулировать укрупнение банков путем их добровольного слияния. Об этом намерении говорил в четверг премьер-министр России Михаил Фрадков.

Аналитики считают, что такой подход способен предотвратить панику, подобную той, что возникла в последние дни.

Во вторник Гута-банк перестал осуществлять платежи, не справившись с наплывом клиентов, вызванным слухами о его грядущем банкротстве.

На следующий день десятки людей собрались у отделений одного из крупнейших российских банков — Альфа-банка, так как тот оказался в циркулирующих по Москве неофициальных списках якобы проблемных банков. Однако, несмотря на наплыв клиентов, банк продолжает выплаты, не устанавливая никаких лимитов на снятие наличных, кроме уже существующих.

Добровольные слияния

Эксперты связывают события последних месяцев, поставившие под вопрос стабильность российской банковской системы, с вводимой Центробанком схемой обязательного страхования вкладов. Десятки мелких банков оказались к этому не готовы и, им по мнению аналитиков, грозит либо банкротство, либо перспектива поглощения более крупными и сильными банками.

Последний вариант предпочтительнее, так как он не ведет к панике среди вкладчиков, подобной той, что возникла в последние дни, а также в июне, когда с проблемами столкнулись Содбизнесбанк, Кредиттраст и Диалог-Оптим.

На заседании правительства в четверг премьер Фрадков заявил, что власти будут стимулировать слияние банков «при сохранении конкурентности и специализации на рынке банковских услуг». При этом он назвал ситуацию в банковской сфере «достаточно благополучной».

При помощи слияния будет, по всей видимости, решаться кризис в Гута-банке, о чем заявил в среду вызванный в Государственную думу глава Центробанка Сергей Игнатьев. Он заявил, что «проблемный» банк может быть поглощен государственным Внешторгбанком (ВТБ). Акционеры Гута-банка уже согласились с этим предложением, однако руководство ВТБ пока над ним раздумывает.

08 июля 2004 г., 16:43 GMT 20:43 MCK

Би-би-си

*