Группа “СОК” берет под контроль рынок грузовых автомобильных перевозок ОАО “АВТОВАЗ” и избавляется от конкурентов. По информации “P.S.”, представители “СОКа” предложили генеральному директору ЗАО “Пурпе” Хафизу Муталапову продать бизнес самарской группе. “Пурпе” входит в число основных перевозчиков АВТОВАЗа и контролируется семьей гендиректора. Ранее “СОК” получил в управление активы другого вазовского перевозчика — ОАО “АвтоВАЗтранс”.

С приходом самарской группы значительно снизилась доля участия в перевозках альтернативных перевозчиков, деятельность которых вызывала много претензий со стороны руководства ВАЗа. Если владельцы “Пурпе” продадут бизнес, “СОК” станет фактическим монополистом в сфере перевозок для автозавода.

Появление “СОКа” в системе грузовых перевозок ОАО “АВТОВАЗ” стало причиной для передела сфер влияния между основными игроками и альтернативными перевозчиками. За шесть лет их доля участия в перевозках ВАЗа сократилась с 20 до 5%. Изменения начались после того, как руководство автозавода решило бороться с кражами запасных частей. Мелкие фирмы, как правило, курировались членами татарской и чеченской ОПГ, и поставить их под контроль никому не удавалось. Рассматривались разные варианты, как снизить потери на транспортировке грузов. Один из них — передача функций генерального перевозчика одной или двум крупным компаниям.

Ситуация изменилась с приходом самарской группы. ВАЗ отвел “СОКу” роль антикризисного управляющего своих активов, в том числе отвечающего за грузовые перевозки. На тот момент их осуществляли: ОАО “АвтоВАЗтранс” — доля 70%, ЗАО “Пурпе” — доля участия около 15-20%, и 10% доставалось мелким операторам.

В 2000 году “СОК” создал ООО “СОК-транс-консалт” и “СОК-терминал”, компании получили статус основного перевозчика. До этого момента функции генерального перевозчика исполняло ОАО “АвтоВАЗтранс”. С появление “СОКа” доли участия несколько трансформировались: “АвтоВАЗтранс”, “СОК-транс-консалт” и ЗАО “Пурпе” стали контролировать около 90-95% от общего объема перевозок. По данным сайта www.tlt.ru, доля ОАО “АвтоВАЗтранс” составляет порядка 60%. Доля “соковского” подразделения составила около 20%, остальной объем забирают “Пурпе” и альтернативные перевозчики. По сути, “СТ” и “АВТ” являлись конкурентами. Подобное положение дел продлилось недолго. Весной 2004 года по инициативе вазовского руководства меняется менеджмент “АВТ”, и туда приходят люди из “СОКа”. ОАО “АвтоВАЗтранс”, компания располагает примерно 2,5 тысячи единиц автотехники. В свою очередь, “СОК-транс-консалт” включает в себя 13 предприятий, эксплуатирующих порядка четырех тысяч автомобилей разного назначения. С учетом автопарка “АВТ” под контролем “СОКа” оказывается порядка шести тысяч машин. Оставался нерешенным вопрос с третьим участником — ЗАО “Пурпе”.

О самой компании мало что известно. “Пурпе” контролируется семьей генерального директора Хафиза Муталапова и пользуется поддержкой татарской диаспоры, в том числе среди руководителей ОАО “АВТОВАЗ”. На сайте www.purpe.net содержится минимум информации о деятельности группы, основной бизнес которой складывается вокруг ОАО “АВТОВАЗ”, торговли запасными частями и автомобилями, то есть типичный набор для тольяттинского бизнеса. Несколько раз компания “засветилась” в СМИ, поводом для повышенного внимания стала история с убийством одного из менеджеров “Пурпе” Равиля Таджинова. Позже правоохранителями был задержан сотрудник сервисной мастерской ООО “Пурпе-авто” с поддельным паспортом.

Пока “СОК” только озвучил предложение о покупке бизнеса “Пурпе”, однако никакой конкретики относительно стоимости сделки пока нет. По информации “P.S.”, владельцы “Пурпе” взяли тайм-аут на размышление и попытались навести справки относительно серьезности намерений “СОКа”. Для последнего покупка “Пурпе” может оказаться последним препятствием для установления фактического контроля над грузовыми перевозками для АВТОВАЗа.

В самой компании информацию о переговорах с “СОКом” комментировать не стали. По словам заместителя генерального директора ЗАО “Пурпе” Рената Муталапова, компания никому не продается. В группе “СОК” также не стали раскрывать подробности переговоров. В свою очередь, участники рынка считают, что инициатива “СОКа” — закономерный шаг в развитии группы. По мнению директора ООО “Тольятти-ТрансЛогистик” Игоря Худякова, “СОК” не только устраняет конкурентов на рынке грузовых перевозок, но и берет под контроль ритмичность работы конвейера. “Я боюсь прогнозировать, что может случиться, если “СОК” остановит перевозки хотя бы на 3-5 дней”. Директор компании “Логистик-трейд” Валерий Бармин считает, что “СОК” просто “зачищает” рынок от конкурентов.

Дмитрий Бегун

«Постскриптум»

06 июля 2004 г. 07:00

«Волга.Ру»

*