Не успела закрыться выставка АрхиBotanicus в «Аптекарском огороде», как открылась выставка садов в арт-галерее «Дача». Вслед за ней стартовала третья Неделя садов журнала «Мезонин» в парке дома графа Остермана, а затем — фестиваль цветников в саду «Эрмитаж». Словом, яснее ясного: сегодня из всех искусств важнейшим для нас является ландшафтный дизайн.

Садоводство в моде. Роскошная дама, попивая зеленый чай на веранде дорогого ресторана, волнуется:

— А я вот у себя сакуру решила посадить.

— Да-да, — понимающе кивает ее собеседница. — А рядом обязательно надо азалию.

Это не значит, что дамы, засучив рукава, сами копают и поливают. Их дело — мечтать об идеальном саде. А воплощать эти мечты в жизнь — дело ландшафтных дизайнеров. Дело — в смысле business.

Рынок ландшафтного дизайна более-менее сформировался у нас года четыре назад. Появились устойчивые средние расценки, ландшафтные фирмы стали давать гарантию на свою работу и предлагать клиентам последующий уход за растениями. Каждый год количество заказов, по мнению ландшафтного дизайнера Сергея Лисовского, увеличивается примерно на 10%. Любопытно, что в этом бизнесе, как отмечают сами дизайнеры, практически нет конкуренции и от недостатка клиентов никто не страдает. Сколько возьмешь и сделаешь — все твое. Крохотные семейные фирмы могут осилить 2-3 объекта в год. А компании покрупнее, такие как «Ли Эр», «Европарк» и Honka, — не менее 20 объектов.

Как любой художник, ландшафтный дизайнер лавирует между желанием угодить клиенту и собственным вкусом. Некоторые состоятельные граждане до сих пор пытаются насажать на участке 15 видов можжевельника, когда, по мнению дизайнеров, достаточно одного-двух. Еще у нас любят строить дорогие мраморные фонтаны с ангелочками, которые никак не вяжутся с внешним видом дома, а вокруг все усеивать дешевым газоном ($9-12 за кв. м) или цветниками (от $60 за кв. м).

Часто дизайнерам приходится бороться с прижимистостью клиента. Исключительно из творческих побуждений. Так, для создания пейзажного сада необходимы тысячи две растений, а клиент готов платить только за две сотни. В итоге сад получается хуже, чем у соседа, а клиент жалуется: «Вы же профессионалы, вы должны были меня уговорить». Еще случай из практики: заказчик потребовал на свой участок тюльпаны. И сколько ему ни объясняли, что они будут цвести максимум полтора месяца в конце весны, а в остальное время года далеко не так красивы, убедить клиента не удалось. Тюльпаны посадили. А когда облетел последний цветок, клиент впал в горе и неистовство. В итоге ландшафтникам пришлось тюльпаны выкопать и засадить участок однолетниками — петуниями и бархатцами.

— Недавно мы предложили семейной паре создать в парке пруд в семь квадратных метров и циркулирующий ручей метров семи длиной, — рассказывает гендиректор ландшафтного предприятия «Ли Эр» Илья Васецкий. — Оба были категорически против. Но потом удалось уговорить мужа, причем он чуть ли не рассорился с женой. Водоем украсили ирисами и обложили камнями. В результате жена была в восторге.

Отечественные заказчики падки на экзотику и в последние пять лет тащат из-за рубежа все растения подряд. В том числе магнолии, глицинии, кипарисовик нутканский и рододендроны (очень популярное растение — от $30 до $3500 за куст), которые редко переживают российскую зиму. Особенно неприятно, если неожиданно усохнет какая-нибудь сосна-бонсай ($48 тыс.). Солидные фирмы, правда, обещают посадить что-нибудь новое, если «иностранец» не выживет в течение «гарантийного срока».

Впрочем, «отечественное» на зеленом рынке, к сожалению, не значит «лучшее». Например, из отечественных хвойных деревьев, выкопанных прямо из леса, приживается лишь каждое второе. Остальные погибают уже через три года после посадки. При этом ель высотой 15 метров (стоимость от $800) может даже дать побеги, а потом засохнуть. Поэтому дизайнеры стараются закупать для своих клиентов хвойные деревья из питомников Северной Германии (около $1000 за штуку). На западе хвойные деревья «на продажу» растят по пятнадцать лет, по восемь раз пересаживая. У них компактная корневая система, которая позволяет дереву нормально приживаться.

Расплата за красоту около дома наступает в три этапа. Вначале дизайнеры рисуют эскиз — примерный план того, что устроят на участке, и берут за это от $15 до $45 за сотку. Затем составляют генеральный план, где каждый кустик планируется с точностью до сантиметра (от $2-3 тыс. до 6-8% от общей стоимости заказа). Когда план утвержден, начинается посадка. Есть умельцы, которые могут оформить участок и за месяц. Но сложные сады высаживают по 1,5-2 сезона. И стоит это уже намного дороже. По словам гендиректора ландшафтной компании «Сэликс-дизайн» Владимира Колесника, недорогой парк обойдется $2-4 тыс. за сотку. Элитный будет стоить $5-6 тыс. за сотку. Утешает сообщение, что расценки отечественных дизайнеров намного ниже, чем в той же Англии, которая диктует ландшафтную моду. Стоимость экспозиций, например, на международной выставке ландшафтного дизайна в Челси (Chelsea Flower Show) доходит до 200-300 тыс. фунтов. Причем за такие ландшафты, которые в России, скорее всего, вызовут недоумение.

— Англичане сейчас трудолюбиво культивируют сорняки, создавая на своих участках подобие запущенных газонов, — говорит дизайнер Ирина Глик. — Особенно ценятся васильки, анютины глазки и незабудки. Наверное, и в России когда-нибудь к этому придут, но сейчас вряд ли кто-нибудь осмелится засадить дворик перед коттеджем на Рублево-Успенском шоссе декоративными одуванчиками.

ВЛАДИМИР ХАРЧЕНКО

«Профиль»

№24 (391) от 28.06.2004

"Профиль"