На первой после своего переизбрания встрече с делегацией деловых кругов президент внимательно слушал посетителей и даже пообещал новые налоговые послабления для тех, кто инвестирует внутри страны.

Последний раз в аналогичном формате бизнесмены посещали Кремль в феврале 2003 г. Правда, тогда к президенту приходила делегация Российского союза промышленников и предпринимателей, а на этот раз состав оказался более пестрым: вместе с 11 членами бюро РСПП в Кремль пришли по три представителя от “ОПОРы”, “Деловой России” и ТПП, а также руководители АРБ и АРБР. “Мне лично показалось, что предыдущая встреча была значительно более напряженной”, — говорит один из участников вчерашнего похода, председатель совета директоров “СУАЛа” Виктор Вексельберг.

Та встреча была посвящена обсуждению административной реформы и запомнилась обменом колкостями между Путиным и председателем правления “ЮКОСа” Михаилом Ходорковским. На этот раз Ходорковского среди гостей Путина не было. “Обстановка перед встречей была напряженной”, — признает президент ИК “Атон” Евгений Юрьев, ходивший в Кремль по квоте “Деловой России”.

Путин попытался сразу развеять опасения предпринимателей. Он попросил гостей поделиться соображениями об “административных преобразованиях” и “разбюрокрачивании экономики” и только после этого обозначил свою повестку дня — обмен мнениями о преобразованиях в социальной сфере. Путина интересовали идеи предпринимателей о развитии ипотеки и образовании — “особенно профессиональном и профессионально-техническом”. “Перед встречей у кого-то, возможно, было какое-то напряжение, но с самого начала Владимир Владимирович задал тон совместного обсуждения проблем [и обстановка разрядилась]”, — делится впечатлениями президент Одинцовской кондитерской фабрики Андрей Коркунов.

Первым слово получил президент холдинга “Интеррос” Владимир Потанин. Он посетовал, что пока не заметил “существенных подвижек” в “разбюрокрачивании” экономики, и попросил президента “защитить” финансовый рынок и банковский сектор, которые “болезненно реагируют на плохие новости и неподтвержденные слухи”. Спасти ситуацию, по мнению Потанина, могло бы усиление госрегулирования. “С одной стороны, жесткий контроль государства нужен, — возразил президент. — Но как только Центробанк начинает наводить элементарный порядок, так возникает нервозная реакция банковского сектора”. После этого Путин перевел разговор на либерализацию валютного регулирования и дал слово председателю наблюдательного совета “Ренессанс Капитала” Александру Шохину, который шел на встречу с “домашней заготовкой” по административной реформе. Шохин признал, что закон о валютном регулировании “прогрессивный и либеральный”, но отметил, что ЦБ мог бы и воздержаться от введения ограничений “по привлечению иностранных средств”. А президент “Евразхолдинга” Александр Абрамов пожаловался на ограничения по экспорту капитала, которые мешают российским компаниям покупать активы за рубежом. Ограничительные меры ЦБ “должны быть аккуратными”, согласился Путин с Шохиным, а Абрамову президент пообещал, что “ограничения при инвестировании капитала за границу не будут длиться очень долго”.

Шохину удалось вернуть разговор к теме административной реформы. Он указал на недостаточную самостоятельность надзоров и предложил их вывести “из-под министерств” и укрупнить. “Мы сами видим некоторые изъяны, — честно признал Путин. — Все, что вы сказали, так и есть, но довольно трудно найти оптимальное решение без негативных последствий”.

Напоследок президент заготовил для бизнесменов “одну очень хорошую новость”. Он сообщил, что правительство прорабатывает “более либеральную систему возврата НДС при инвестировании внутри страны”.

Дальше встреча продолжилась при закрытых дверях. Впрочем, и на ней Путин демонстрировал готовность идти навстречу капитанам российского бизнеса. Президент РСПП Аркадий Вольский пожаловался, что репутация бизнеса не очень хорошая, народ всех подряд считает олигархами, и попросил президента помочь разрешить проблему. Как рассказывает один из участников встречи, Путин на это ответил, что в стране, где одна часть граждан обогатилась, а другая обнищала, одних деклараций главы государства для решения проблемы будет мало. А другой участник встречи добавляет, что президент “высказал определенное намерение поискать решение этой проблемы”.

Предложенная Путиным тема ипотеки не вызвала большого энтузиазма у собравшихся. По словам участника встречи, тема была фактически закрыта после того, как прозвучало мнение о том, что сначала нужно повысить благосостояние граждан, чтобы они смогли расплачиваться по кредитам.

Предприниматели уходили из Кремля с облегчением. Путин пообещал бизнесменам, что будет встречаться с ними регулярно. “Самый главный итог этой встречи то, что она состоялась, бизнес и власть продемонстрировали желание продолжать диалог”, — говорит Вексельберг. “У меня сложилось впечатление, что острой проблемы между президентом и бизнесом, ни малым, ни средним, ни крупным, ни суперкрупным, нет”, — говорит Юрьев.

Анна Николаева

Анфиса Воронина

Юлия Бушуева

Андрей Панов

Ведомости

02.07.2004, №114 (1154)

Фото: Ведомости

Ведомости

*