В Москве стартовала акция «Нет трансгенным продуктам на столах россиян!». Вчера представители «Гринпис России» произвели контрольные закупки в супермаркете сети «Седьмой континент». По результатам тестирования станет ясно, кто из производителей продуктов питания скрывает использование генетически модифицированных источников (ГМИ).

В соответствии с постановлением главного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарных правил», Концепцией государственной политики здорового питания и законом «О защите прав потребителей» все ГМ-продукты должны маркироваться, чтобы россияне могли самостоятельно выбирать, стоит ли им тратить деньги на ненатуральную еду.

Контрольная закупка

Вчера у входа в супермаркет «Седьмой континент» на Большой Грузинской высадился десант российских «зеленых».

Представители «Гринпис» потратили 3898 рублей на проведение контрольной закупки продуктов. В итоге в их «потребительской корзине» оказались паштеты, сосиски, пельмени, блинчики с мясом, котлеты, детское питание и шоколад от разных производителей.

Визит «зеленых» оказался неприятным сюрпризом для сотрудников магазина. За процессом закупки следил приставленный охранник, назвавший все происходящее хулиганством.

Вечерним поездом партия продуктов отправилась в Институт цитологии РАН, расположенный в Санкт-Петербурге. Как сообщил ГАЗЕТЕ научный сотрудник института Максим Вонский, возглавляющий группу исследователей, на тестирование продуктов потребуется несколько дней. «Мы будем проводить тщательную ДНК-диагностику представленных образцов, чтобы определить, присутствует ли в ДНК, выделенных из этих продуктов, специфическая ДНК генетически модифицированных растений», — пояснил эксперт.

Затем результаты исследований и образцы будут отправлены на дополнительную проверку в одну из западных диагностических компаний.

В прошлый раз (в декабре 2002 года) это была немецкая лаборатория GenScan (Фрайбург), на этот раз партнером «Гринпис», возможно, выступит интернациональная компания Genetic ID.

Трансгены наступают

Как рассказала ГАЗЕТЕ координатор проекта «Гринпис» Наталья Олефиренко, предварительные исследования начали проводиться еще в декабре 2002 года. Тогда выяснилось, что 30% образцов продуктов питания, купленных в московских магазинах, содержат генномодифицированные источники (ГМИ) и генномодифицированные организмы (ГМО).

Как правило, ГМИ и ГМО встречаются в колбасных изделиях, паштетах, чипсах, детском питании, шоколаде и газировке. В большинстве этих продуктов трансгенный белок составляет 70-80%.

С каждым годом россиянам предлагается все больше ГМ-продуктов: по статистике, за три года импорт соевого белка из США в Россию вырос в 150 раз.

Причем, несмотря на требования Минздрава и постановления главного санитарного врача Геннадия Онищенко от 20 августа 2002 года, генномодифицированные готовые продукты маркируются крайне редко.

Впрочем, даже если товар маркирован, несведущий потребитель вряд ли поймет, что имеет дело с ГМ-продуктом: для этого как минимум надо знать, что значок ARDEX F, например, означает присутствие изолята (концентрата) соевого белка.

Что же касается сырья, то его, как рассказали ГАЗЕТЕ в ООО «Могунция Интеррус» (компания занимается производством концентрата соевого белка), по закону маркировать необязательно. «Да, наш концентрат соевого белка «Майкон 70С» содержит ГМИ, и мы по собственной воле указываем это на мешках с концентратом», — сказали в компании.

«Россияне должны знать, что едят»

Социологические опросы, проведенные по инициативе «Гринпис», показали, что большинство россиян негативно или с опаской относятся к ГМ-продуктам.

Заметим, что ученые до сих пор не доказали ни уровня полезности, ни уровня вредности ГМ-продуктов.

«Это мы узнаем только лет через 10-15, однако в Европе и США, в отличие от нашей страны, многие производители продуктов питания уже отказываются от использования ГМ-продуктов или предоставляют покупателю выбор — покупать или нет, нанося на упаковку специальные знаки», — заключила координатор проекта «Гринпис» Наталья Олефиренко.

Однако независимо от того, как влияют ГМ-продукты на здоровье, потребители должны получать информацию и делать выбор самостоятельно. «В России до сих пор не приняты меры по информированию потребителей о наличии ГМИ в продуктах, — посетовала Олефиренко. — Российский нормативный акт о маркировке, утвержденный главным санитарным врачом, требует маркировать только те продукты, которые содержат более 5% генетически модифицированных источников, в то время как в Евросоюзе установлен порог 0,9%. Наша главная задача — снизить порог до европейского уровня и добиться честности со стороны производителей».

Маркировать, как в Европе

Чиновники Минздрава готовы прислушаться к критике. «На нас нападают за «высокий порог», — сказал ГАЗЕТЕ начальник отдела гигиены питания Госсанэпиднадзора Минздрава РФ Анатолий Петухов. — Но я подчеркиваю, что это не вопрос безопасности, а вопрос информации для потребителя. Когда мы устанавливали эту планку, мы советовались с производителями, смотрели рецептуру: в большинстве продуктов меньше 5% не использовалось. Но сейчас по опыту наших региональных центров мы видим, что бывает и 2, и 3% ГМ-компонентов, поэтому в настоящее время рассматривается вопрос о том, чтобы снизить этот предел до 1%».

Магазины тоже боятся ГМ-продуктов

После проведения акции ГАЗЕТА связалась с коммерческим директором сети «Седьмой континент» Натальей Политовой. Как оказалось, она поддерживает идею «Гринпис»: «Мне кажется, что в перспективе россияне должны отказаться от потребления таких продуктов, хотя их вред еще не доказан наукой». В пресс-службе «Седьмого континента» также сообщили, что все магазины сети не берут на реализацию товары, помеченные как генетически модифицированные, поскольку корпоративная политика предполагает «предоставление покупателям здоровых и чистых продуктов».

Так что не исключено, что после проведения акции «Гринпис» и выявления компаний-производителей и поставщиков ГМ-продуктов у последних будут проблемы со сбытом таких продуктов.

GZT.ru