Администрация Самары объединяет все пять автобусных парков города в одно муниципальное унитарное предприятие. Слияние практически завершено, осталось только сформировать новое штатное расписание. Участники процесса признают, что муниципальные пассажирские перевозки по-прежнему будут убыточными, но говорят о возможном снижении расходов и конфликтов между АТП в борьбе за получение бюджетных средств.

МУП Управление «Самарский автомобильный транспорт» было зарегистрировано 31 декабря 2003 г. В него вошли пять самарских муниципальных автотранспортных предприятий (АТП) , специализирующихся на пассажирских перевозках. Общее количество автобусов в АТП, вошедших в «Самарский автомобильный транспорт», составляет около 800 единиц. По неподтвержденной информации, в эксплуатации сейчас находится около 300 единиц.

Эксплуатационные расходы муниципального транспорта, по информации городского департамента транспорта, за первые 10 месяцев 2003 г. составили 966,2 млн руб. с учетом расходов трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) и метрополитена. По итогам первых 10 месяцев 2003 г. сумма средств, выделенных из городского бюджета на городской транспорт, составляет 244 млн руб. , при этом с учетом расходов ТТУ и метрополитена АТП получили примерно половину этой суммы.

Как сообщил Олег Пашутко, сотрудник департамента транспорта городской администрации, новая организация начнет работать в ближайшее время после утверждения штатного расписания. По его словам, объединение позволит оптимизировать структуру городского пассажирского транспорта и снизить расходы на его содержание.

Управление возглавит прежний директор АТП-4 Владимир Белов. Его заместителем по общим вопросам станет Сергей Соколов (прежде директор АТП-1). По словам Пашутко сокращения персонала при реорганизации не будет, а будут ликвидированы лишь вакантные должности.

По оценке директора АТП-2 Александра Авдиенко, объединение позволит сократить расходы на содержание автопарка примерно на 10%. По его словам, экономия может быть достигнута, в частности, за счет специализации каждого АТП на отдельных видах ремонта. Директор АТП-5 Владимир Ведьманов менее оптимистичен в своих оценках: «Расходы будут сокращены, но 10% -ного показателя вряд ли удастся достичь».

Как утверждают руководители предприятий, основной источник дохода — оплата проезда и продажа «сезонок» (55 — 60% пассажиров пользуются льготами) — не покрывает расходов АТП. Как сообщил сотрудник одного из АТП, пожелавший остаться неназванным, доходы всех АТП составляют около 350 млн руб. в год без учета доходов, получаемых от размещения рекламы на автобусах, и бюджетных дотаций. По мнению Натальи Сомовой, начальника отдела продаж рекламного агентства «Эскиз-регион», предоставляющего эту услугу, доходы от рекламы составляют в бюджете автопарков не больше 10%.

Соколов говорит, что одна из основных статей расходов АТП — обновление и модернизация автопарка. По словам Авдиенко, общей износ техники на АТП сегодня составляет около 70 — 80%.

«Объединение поможет упорядочить распределение бюджетных средств, — говорит Петр Барсуков, директор компании «Группа Март», занимающейся частными перевозками. — К примеру, АТП-1 всегда получало больше средств из областного бюджета, чем другие предприятия». Как утверждает источник в одном из АТП, наибольшую часть средств получало АТП-1. Сергей Соколов из АТП-1 опровергает эту информацию. «Крупнейшие АТП — 1-е, 4-е и 5-е — получали столько же средств, сколько и 2-е и 3-е». По его словам, распределение средств всегда было одним из источников конфликтов и объединение поможет решить эту проблему.

Конкуренты муниципальных транспортников, частные перевозчики, считают, что от реорганизации муниципальный пассажирский транспорт выиграет, но их это не пугает. По мнению Барсукова из «Группы Март», после оптимизации структуры на территории каждого нынешнего АТП могут оказаться свободные площади, которые можно будет сдавать в аренду. «Если нам предложат, мы возьмем их в аренду», — говорит он.

Глеб Столяров

Ведомости — Поволжье

15 января 2004

Ведомости

*