14 января 1967 года на стройплощадке будущего автозавода был вынут первый ковш земли под первый объект ВАЗа- КВЦ. А через два дня, 16 января сроительство ВАЗа объявлено Всесоюзной ударной Комсомольской стройкой. Почему Волжский автозавод появился именно здесь? Видимо — это судьба. Судьба миллионов людей. Судьба уже нескольких поколений тольяттинцев.

На первом этапе рассматривалось 112 площадок. После первого, грубого отбора, осталось 39. В конце концов, после тщательного отсева, определилось шесть основных претендентов: Горьковская площадка, Вологодско-Ярославская (ее поддерживал председатель Совета Министров А. Косыгин), Саратовская (Саратов-Балаково), Украинская (г. Бровары), Белорусская (Минск — Гомель) и Тольяттинская. И хотя без одобрения Политбюро не обошлось, Тольяттинский вариант из шести был выбран на основании компьютерного расчета… Вот так, здоровенная «ЕС-ка» решила судьбу миллионов!

Как вспоминал начальник управления Куйбышевгидростроя (КГС)Николай Семизоров, строительство ВАЗа велось беспрецедентным для отечественной практики образом: решено было проектировать и строить параллельно. Так, коробки цехов монтировались без фундаментов, а фундаменты строились уже в закрытых цехах. Чтобы выдержать требования западных технологий, первому директору ВАЗа Виктору Николаевичу Полякову пришлось отступить от многих советских стандартов — организационных (оплата труда, налогообложение), строительных, технических.

Прорыв к новому качеству жизни людей — так можно было бы назвать создание Волжского автомобильного завода. Тогда автомобиль из «роскоши» начал превращаться в «средство передвижения»…

ИА LADAONLINE

*