5 августа 1942 года в Сызрани, на улице Свердлова, 35, было размещено вновь образованное Управление автодороги «Москва — Куйбышев» Гушосдора НКВД СССР.

Летом 1942 года в южных российских степях развернулось одно из самых грандиозных в истории войн сражение, впоследствии получившее название Сталинградской битвы. Немецко-фашистские войска, не считаясь с потерями, рвались к берегам Волги, чтобы любой ценой отрезать центральные области страны от нефтеносных районов Северного Кавказа. И в эти трудные дни СНК СССР принял решение от 5 августа 1942 года, согласно которому Москва в течение одного года должна быть соединена асфальтированной автотрассой с Куйбышевом, который в то время был второй столицей Советского Союза.

Эту грандиозную работу первоначально собирались возложить на Управление Особого Строительства НКВД СССР (Особстрой), который был создан в Куйбышеве в 1940 году. Однако вскоре стало очевидно, что выполнить ее силами одного лишь Особстроя будет просто невозможно. Поэтому решением коллегии НКВД СССР в дополнение к правительственному постановлению в структуре ГУЛАГа СССР было создано Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор). Штаб-квартира новой организации расположилась в городе Сызрани, на улице Свердлова, 35.

Надо отметить, что еще до принятия упомянутого постановления СНК СССР Особстрой направлял большие силы на возведение дорог с твердым покрытием в пределах Куйбышева, в первую очередь на те, которые должны были связать Безымянку с центром города и районами строительства. Так, к началу 1942 года наряду с возведением Безымянского и Черновского шоссе (ныне улицы Победы и Гагарина) и Семейкинского шоссе (ныне это шоссе называется Московским) была завершена прокладка асфальтированной трассы Безымянка — Красная Глинка (ныне проспект Кирова и участки Московского и Волжского шоссе в городе Самаре).

За пределами областного центра в 40-е годы дорог с твердым покрытием практически не было. Поэтому понятно, какие перспективы для всего Сызранского района сулило постановление о начале строительства асфальтированной трассы «Москва-Куйбышев». Ведь в соответствии с этим планом где-то здесь предполагалось построить автомобильный мост через Волгу. Правда, в 1942 году проектировщики еще не определились с местом его размещения. Рассматривались два варианта: либо поставить его параллельно действующему Сызранскому железнодорожному мосту, либо начать такое строительство между селом Отважное (ныне город Жигулевск) и Ставрополем-на-Волге (ныне Тольятти). Окончательное же решение по этому вопросу предписывалось принять не позднее конца февраля 1943 года.

Первые 150-километровые участки будущей трассы «Москва-Куйбышев» в течение осени 1942 года заключенными были уложены в Мордовской АССР и Рязанской области (от Москвы до Рязани к тому времени уже существовала асфальтированная автодорога). А вот до прокладки шоссе и тем более до строительства автомобильного моста в районе Сызрани в 1942-1943 годах дело так и не дошло.

Как известно, в начале 1943 года войска Красной Армии окружили и полностью ликвидировали 220-тысячную группировку вермахта в районе Сталинграда, после чего началось изгнание фашистов с советской земли. Правда, за пределами Куйбышевской области строительство трассы еще продолжалось, однако после того, как в конце 1943 года с нашего города был снят статус запасной столицы СССР, работы на автомагистрали оказалась окончательно замороженными – до лучших послевоенных времен.

Возобновление работ на шоссе «Москва-Куйбышев» началось с возведением в районе Ставрополя-на-Волге крупнейшей гидроэлектростанции. Как известно, постановление о начале строительства Куйбышевской ГЭС вышло в свет 20 августа 1950 года. Однако еще раньше в соответствии с приказом МВД СССР от 12 октября 1949 года все в той же Сызрани заново было организовано Управление ИТЛ Гушосдора МВД СССР (первый начальник — инженер-майор А.А. Николаев, в дальнейшем – В.Ф. Бучин и В.А. Пономарев). Впоследствии штаб-квартира управления была переведена в Ставрополь. В течение 1950-1953 годов только в Куйбышевской области заключенные «автодорожных» лагерей построили сотни километров автомобильных магистралей.

Почти сразу же после смерти Сталина приказом МВД СССР от 29 апреля 1953 года Гушосдор был расформирован, а все его подразделения переданы Куйбышевгидрострою. Это были бригады вольнонаемных рабочих, добрую половину которых составляли бывшие зеки, вышедших на свободу после «бериевской» амнистии 1953 года. Что же касается дороги «Москва-Куйбышев», то ее строительство на всем протяжении было завершено лишь в 60-х годах. Ныне эта современная автотрасса, уже значительно модернизированная и расширенная, входит в состав одной из крупнейшей в Европейской части России автомагистрали федерального значения М-5.

Самара today

*