20 июля 1966 года было принято правительственное решение о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску легковых автомобилей. Благодаря этой стройке молодой город на Волге стал известен всему миру, а наша страна впервые получила доступные современные автомобили европейского класса.

Однако не многим известно, что Волжского автозавода в Тольятти могло и не быть – уж очень многие территории страны претендовали на эту стройку. Первоначально рассматривалось 119 вариантов размещения нового автозавода. После первоначального отбора их осталось 39, а в конце концов 6: в Горьком, в Балаково, на Украине, в Белоруссии, в Вологодской области и в Тольятти. Все решила ЭВМ по программе, специально разработанной Центральным экономическо-математическим институтом Академии Наук СССР. Компьютер просчитал географию новостройки, ее производственную базу, строительные ресурсы, подъездные пути и многое другое. Решающим обстоятельством были незагруженные мощности расположенной рядом гидроэлектростанции и мощные кадровые ресурсы Средневолжского края.

Но даже этих весомых аргументов с трудом хватило при обсуждении вопроса на заседании Политбюро ЦК КПСС 20 июля 1966 года. Хотя проект строительства автозавода силами иностранных специалистов был заранее тщательно проработан и согласован с правительством Италии, а Брежнев дал свое предварительное согласие на его осуществление, против него неожиданно выступил министр обороны Дмитрий Устинов. Он сказал, что в нашей стране достаточно опытных конструкторов, и что отечественная промышленность, которая выпускает лучшую в мире военную технику, способна построить автозавод и сама.

Министр выступал так убедительно, что председательствующий на заседании Леонид Брежнев начал колебаться. Положение спас Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, один из инициаторов проекта. Он сказал, что одного автозавода стране все равно не хватит, и предложил строить сразу два – один с итальянцами, а другой силами оборонной промышленности.

Что из этого получилось, сейчас известно всем. Устиновский проект воплощался в Ижевске. Итогом его стал ижевский «Москвич» ширпотребовского качества.

Концерн ФИАТ не только подготовил технический и рабочий проект строительства автозавода в Тольятти, но и оснастил предприятие современными станками, инструментом, вспомогательными материалами. Он взял на себя ответственность за адаптацию малолитражки ФИАТ-124 к российским условиям, за отработку технологических процессов и даже за подготовку кадров. В результате вместе с высококлассными по тому времени автомобилями страна получила образцовое предприятие нового типа, которое стало школой передового опыта для всего отечественного машиностроения.

Самара today

*