14 июня 1909 года в Самаре произошло событие, впоследствии коренным образом изменившее быт провинциального городка. В этот день было торжественно освящено строительство городской канализации. Появилась надежда на избавление от бед всех российских городов — непролазной грязи, зловония и луж после каждого дождя. Эту надежду вселил владелец Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано.

По его инициативе, на его средства началось строительство самарского водоканала.

О необходимости строительства канализации в городе разговор шел давно. Еще в 1887 году самарский голова Петр Алабин предлагал построить водоотводные сооружения «хотя бы в тех местах, естественное положение которых не способствует стокам нечистот». Однако комиссия по устройству канализации была создана лишь осенью 1895 года. Она подготовила проект стоимостью около миллиона рублей. Таких денег у города не оказалось, и строительство было отложено на 10 лет.

В июле 1906 года гласный городской думы Альфред фон Вакано заявил, что он готов выдать «безвозвратно» 15 тысяч рублей на составление проекта канализации, но при условии, что если через пять лет строительные работы не начнутся, город вернет ему эти деньги. Предложение было принято, Вакано включили в состав новой комиссии. Он сам провел переговоры с известным немецким инженером В.Г.Линдлеем, который имел опыт строительства подобных сооружений почти в 40 европейских городах. Линдлей приехал в Самару весной 1907 года, тщательно все изучил и дал согласие на подготовку проекта канализации. Через год он был готов. Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, Вакано на собственные деньги начал строительство.

Проект представлял из себя замкнутую систему водоводов и канав на всех центральных улицах города. Стоки по проложенным в земле трубам самотеком должны были сливаться к набережной, где планировалось построить очистную станцию. Вакано заказал в Пруссии 30 вагонов керамических труб, а чугунные изделия и лекальный кирпич заказал на местных заводах. 14 июня в присутствии губернатора и специально прибывшей правительственной комиссии на месте закладки первых канализационных труб был отслужен молебен. Еще через две недели были готовы первые сотни метров канализации.

Вакано спешил завершить пробный участок к осени. Он потратил на это 57 тысяч рублей собственных средств. Но все прошло по плану, и 29 октября 1909 года канализационная комиссия с чувством исполненного долга сложила свои полномочия, надеясь на дальнейшее планомерное осуществление проекта. А Вакано предложил еще один стимул для ускоренного строительства. В своем письме в городскую думу он обещал всю стоимость проекта, а также расходы на сооружение первого участка канализации взять на себя при условии, что: городское управление начнет собирать с домовладельцев за пользование канализацией 75 процентов от той суммы, которую они обычно платят за вывоз нечистот и чтобы эти деньги шли исключительно на развитие канализации до тех пор, пока не будет завершено все строительство.

Условия были приняты. Они открывали возможность беспрепятственного финансирования строительных работ, которые не прекращались даже в годы Первой мировой войны. К 1917 году протяженность сетей водоканала составляла 35 километров. В то время подобное благо цивилизации имели лишь 11 городов России. Городская дума сердечно поблагодарила Альфреда фон Вакано за благородное начинание и денежную помощь при строительстве канализации.

Самара today

*